Часть полного текста документа:Как Нестор Махно "дружил" с большевиками. Отечественная историография всегда с предубеждением относилась к личности Махно. До недавнего времени этот образ был сугубо гротескный, сатирический. Последнее десятилетие, правда, явилось урожайным на различные гипотезы относительно этой исторической фигуры. Но, не смотря на то, что брешь в однобокости подхода была пробита, далеко не все точки над i расставлены. Это связано, прежде всего, с тем, что сохранилось мало подлинных архивных документов того периода. Надо также иметь в виду, что период классовых битв был богат на различного рода политические провокации и инсинуации, фальсификации фактов как с той, так и с другой стороны. Со многими вопросами до сих пор трудно разобраться и найти истину. Сложность вызывает и такая тема, как взаимодействие армии Махно и Красной Армии. Цель настоящей статьи - попытаться если не получить исчерпывающие ответы, то хотя бы правильно поставить вопросы перед исследователем. Махно, как известно, все свои действия подчинял осуществлению своей заветной мечты - созданию вольного анархистского общества в рамках отдельно взятой территории. Идея фикс созрела у него не вдруг, а имела своим источником определенные жизненные коллизии. В семнадцатилетнем возрасте Нестор Иванович вступил в кружок молодежи Украинской группы хлеборобов анархистов-коммунистов и участвовал в эспроприациях. В его юношеское сознание была заложена идея борьбы за всеобщее освобождение народа от ига власти и насилия. Арест, смертный приговор, почти девять лет тюрьмы - высокую цену заплатил Махно за свой юношеский максимализм. Но мечты о создании светлого будущего не померкли, а лишь усились под влиянием идейных анархистов, в особенности Аршинова-Марина. Буржуазная и пролетарская революции 1917 года открывают перед Нестором Махно богатые перспективы "третьей революции", которая должна идти дальше пролетарской, уничтожив власть и насилие в обществе. Однако возникает странный на первый взгляд вопрос: а был ли Махно анархистом? Дело в том, что сочувствовать определенным взглядам и действовать согласно этим идеологическим принципам суть вещи разные. Нельзя, по-видимому, построить анархистское общество неанархистскими методами. А у Махно дело обстояло именно так. Идеология анархизма от Прудона до Кропоткина проповедовала свободу без насилия, отсутствие власти в любой ее форме. Махно же, создавая Гуляйпольский крестьянский союз, "черную гвардию" и т.д., сам вставал во главе своих образований, нарушая тем самым святая святых анархизма, хотя и подчеркивал, что руководящие органы возглавляемого им "движения не являются властью, а есть лишь исполнение воли народа"[i]. С другой стороны, осуществив свою мечту созданием в конце 1919 года в Екатеринославской губернии "вольной территории", Махно через короткое время "вынужден был ужесточать репрессии, потому что только они могли приостановить рост недовольства среди населения и процесс разложения армии"[ii]. Положение усугублялось субъективными причинами отсутствия достаточных знаний и опыта для осуществления глобальных социальных экспериментов. Есть также свидетельства того, что Махно постоянно боролся за укрепление авторитета своей власти, предотвращая любые попытки покушения на ее незыблемость (так были уничтожены "конкуренты" Н.А.Григорьев, М.Л.Полонский). ............ |