Мелешкова Н.О.
Сегодня мы будем говорить о том, как поддержать наших детей в их любви к чтению. Я постараюсь не сводить эту беседу к ныне популярному брюзжанию, что мол «уткнулись все в телевизоры – к книге никто не притронется!» Вместо этого, давайте попробуем разобраться, отчего ребята не желают читать, на самом ли деле это так, и что мы, взрослые, в силах предпринять для улучшения ситуации.
Трудности, о которых мы не задумываемся
Одна из причин неприязни к чтению лежит прямо на поверхности. Не читают, потому что трудно! А чтобы нам с вами трудность эту понять, необходимо определить, чем же является чтение. Итак, чтение – это получение информации, которая сохраняется с помощью специальных знаков-букв. Читая, каждый из нас, сам того не подозревая, раскодирует то, что зашифровано в этих знаках.
Поэтому, прежде чем посадить малыша за букварь, ему необходимо много играть с различными изображениями и знаками. В какой последовательности нам нужно предлагать ребятам такие занятия и игры?
Первым шагом должно быть ознакомление с различными зрительными образами. Начинайте с конкретных изображений. Например, спрашивайте, что нарисовано на картинке. Постепенно переходите к более абстрактным изображениям. Так, сейчас можно купить лото, в котором на место нарисованного арбуза нужно положить карточку с кружочком, на место альбома – карточку с прямоугольником и т.д.
На следующем этапе ребёнок должен разбирать картинки на части и собирать их обратно в единое целое. Здесь нас выручат всем известные пазлы и кубики.
И, наконец, мы должны предложить ребятам игры, в которых им нужно разгадать сообщения скрытые в тех или иных зрительных знаках. Самым элементарным вариантом здесь выступают настольные игры с фишками и кубиком, в которых ребята соревнуются в прохождении различных маршрутов. Как правило, в них большое количество знаков, сообщающих о том, куда и как нужно передвигать фишки, чтобы добраться до желаемой цели.
И, в общем, все разновидности лото, домино, мемори, пазлов, поиск сокровищ по незатейливым картам, и даже знаки дорожного движения являются нашими большими друзьями на этом пути. Взяться учить ребёнка чтению до того, как он будет «на ты» в обращении со всеми этими изображениями, равносильно тому, что ждать от человека, который не поднимал голову, не сидел, и не ползал на четвереньках, что он с лёгкостью поднимется на ноги и пойдёт.
Иногда мы видим, что соседская дочка или сынок уже в три года читают. И, подгоняемые родительскими амбициями, мы принимаемся требовать того же и от своих детей. В связи с этим мне хочется признаться, что я никогда не видела людей, которые бы не умели читать. Но те, кто с ужасом вспоминает, как их пытались этому обучить, встречаются периодически.
Выбор методики
Существует огромное количество методик. В каждой из них есть свои преимущества. Если у вашего малыша не ладится с чтением, посоветуйтесь с преподавателем и логопедом о том, какой из существующих способов лучше подойдёт именно вашему ребёнку. Раз не удаётся научить его читать одним методом, вероятно, это получится сделать другим. При разговоре со специалистом, попросите рассказать об особенностях и принципах используемых им приёмов и о том, как они работают.
Любознательность
Ничто не способно подтолкнуть любовь к чтению сильнее стремления узнавать новое. ............