Часть полного текста документа:Как распределение ролей в команде влияет на успех общего дела Татьяна Михайловна Грабенко, проректор по науке Санкт-Петербургского Института сказкотерапии, кандидат педагогических наук, игротерапевт, бизнес-тренер. Удачно созданная или самопроизвольно сформировавшаяся команда из совместимых, уважающих друг друга специалистов в процессе совместной работы и неформального общения достаточно быстро превращается в сплоченный жизнеспособный коллектив с общей целевой установкой, единой системой ценностных ориентации, и, как правило, с высоким профессиональным уровнем. В работе, на отдыхе, в совместных неформальных мероприятиях члены команды хорошо узнают друг друга, учатся взаимно уважать и учитывать сильные и слабые стороны каждого. Общеизвестно, что нет двух абсолютно похожих людей. Мы имеем различную внутреннюю энергетику, силу характера, способности и наклонности к различным непрофессиональным видам деятельности, к общению, к искусству и т. п. Таким образом, в команде постепенно проявляются собственные, признанные всей командой, затейники, умельцы, поэты, "пройдохи" (в хорошем смысле), мыслители. Личностные способности различных членов команды в итоге обретают форму неформального ресурса команды, который она целенаправленно использует в различных ситуациях. Таким образом, в команде возникает, на основе добровольности и общего согласия, неформальное распределение между членами команды различных ролевых функций для решения различных ситуаций в благоприятном для команды направлении. Для типовых, часто повторяющихся ситуаций в команде складываются стереотипы соответствующих ролевых распределений. Для спонтанных ситуаций команда оперативно определяет наиболее целесообразное ролевое распределение по принципу "у тебя лучше всех это получится". Выделим три основных типа ролевого распределения в команде - в соответствии со следующими тремя разновидностями наиболее характерных и важных для команды ситуаций: I тип ситуаций - "Профессиональная деятельность"; II тип ситуаций - "Взаимодействия с внешней средой"; III тип ситуаций - "Решение сложных проблем". I тип ролевого распределения: "Профессиональная деятельность" Для этого типа определяющим является место каждого члена команды в технологическом цикле основной профессиональной деятельности (производственной, управленческой, научной, гуманитарной); основные роли здесь вполне очевидны: "организатор-координатор" - как правило, это руководитель команды; "главный специалист" (2-3 чел.) - члены команды наиболее высокой квалификации, выполняющие ключевые операции (процедуры, работы) технологического цикла профессиональной деятельности; "напарник" - (1-2 чел.) члены команды, работающие в связке с "главными специалистами" под их руководством; "завхоз-ремонтник" - член команды, ответственный за снаряжение, оборудование и инвентарь команды; "агент по снабжению" - член команды, наиболее успешно действующий по обеспечению команды всем необходимым. II тип ролевого распределения: "Взаимодействие с внешней средой" Здесь ролевые функции определяются всей командой (и только командой!) в соответствии с наиболее выдающимися личностными характеристиками каждого члена команды. ............ |