Часть полного текста документа:Как развивать у детей навыки опрятности и аккуратность. Галигузова Л. Н. Каждому взрослому хочется, чтобы его ребенок рос аккуратным: содержал в порядке свою одежду, убирал на место свои вещи, бережно относился к чужим вещам, помогал старшим. Но как часто родители жалуются на отсутствие у детей этих культурных навыков. Почему так происходит? Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству? Большинство учеников 4 - 6-х классов ответили отрицательно. При этом ребята выразили недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел. Среди учащихся старших классов оказалось столько же ребят, не занятых в домашнем хозяйстве, однако число недовольных было в несколько раз меньше. Этот опрос показал, как с возрастом угасает желание детей помогать старшим, брать на себя обязанности, если сами взрослые не способствуют этому. Порой упреки, адресуемые детям в том, что они ленивы и неаккуратны, - запоздалы и несправедливы. Эти качества в них мы порождаем сами. Когда следует начинать воспитывать у детей навыки опрятности и аккуратность? Ответ на первый взгляд может показаться странным: с первых дней жизни ребенка. Помните, что малыш воспринимает естественной для себя ту среду, в которой живет. Если в комнатах постоянно разбросаны вещи и книги, раковина на кухне переполнена грязной посудой, которая не моется по нескольку дней, если мама ходит в грязном халате, а мокрые штанишки малыша сушит на батарее вместо того, чтобы постирать их, - бесполезно объяснять подросшему ребенку, что одежда должна быть чистой, что игрушки нужно убирать на место, а во время еды следует пользоваться салфеткой. Дети стремятся во всем подражать взрослым. Поэтому первое правило, которое следует соблюдать родителям - будьте сами аккуратны и опрятны, следите за тем, чтобы малыш был всегда чисто одет, умыт, чтобы стол, за которым он ест, был красиво сервирован, а его кроватка застелена. Но, конечно же, этого недостаточно. Нужно и самого ребенка приучать к опрятности, воспитывать у него аккуратность, прививать ему первые трудовые навыки. Начинать это можно с того момента, когда у ребенка появляются первые попытки делать что-то самостоятельно. Как правило, это происходит в конце первого - начале второго года жизни. Так, малыш отталкивает руки взрослого, требуя ложку, чтобы есть самому, пытается сам мыть руки, надевать шапку или туфельки. Это стремление становится особенно выраженным, когда ребенок начинает ходить и у него появляется возможность не только наблюдать за действиями взрослых, но и участвовать в них. В два года он гордо заявляет о своем праве на самостоятельность хорошо известной всем родителям фразой "я сам!". Маленькие дети очень активны и хотят делать то, что делают взрослые. Ранний возраст - самое благодарное время для того, чтобы не перевоспитывать, а воспитывать ребенка. Нужно помнить о двух опасностях, которые подстерегают родителей в деле воспитания культурных навыков. Первая - предъявлять ребенку непосильные требования, слишком рано начинать требовать от него, чтобы он аккуратно ел, всегда убирал за собой игрушки, не пачкал одежду и пр. Эти требования могут служить постоянным источником конфликтов, раздражать и самих взрослых, и ребенка. ............ |