Часть полного текста документа:Какие бывают технологии в педагогике? Юдин В.В. (Ярославский государственныйпедагогический университет им. К.Д. Ушинского) Отрадно, что педагогическая печать все чаще пишет о педагогической технологии не как об области использования технических средств, компьютеров в обучении, а как об области знаний, позволяющих структурировать и научно обосновать рекомендации педагогам. Разговор о технологиях радует, поскольку появляется надежда на определенность и конструктивизм в аморфном море методических рекомендаций по совершенствованию УВП, на переход от разговоров "за педагогическую жизнь" к реальному проектированию учебного процесса. Дело не в том, что мы используем новый термин: ничего не меняется, если "методы групповой работы" назвать "групповой технологией", а систему учебной работы Занкова - "технологией Занкова", а в том, что реализация технологического подхода к обучению и воспитанию дает нам или позволяет дать: достаточно высокую гарантию результата, причем, здесь мы опираемся не на статистически выверенный опыт, а на объективную закономерность, что надежнее; описание опыта в виде, позволяющем переносить его. Многое из называемого сейчас технологиями ни на йоту не приближают нас в указанных направлениях и мы имеем полное право отказать им в праве называться таковыми. Проблема, как и прежде - в понимании термина. Отталкиваясь от общей трактовки его как пути, приводящего к нужному результату, большинство авторов, в частности в изданиях, появившихся в последнее время, понимают под технологией в образовании совокупность методов обучения, приемов, характеризующихся разнообразным набором признаков: "оптимальных", "научно-обоснованных", "эффективных", "отвечающих современным требованиям". Уважаемый В.П.Беспалько, работы которого неоспоримо легли в основу теории педтехнологии, считает уместным говорить о "технологии лекционного обучения", "технологии обучения с ТСО". Здесь нет нацеленности на результат и не понятно, что делает метод эффективным, будет ли результативным использование этого метода другими. Последнее замечание полностью относится к высказыванию В.В.Гузеева /2/, считающего существенными признаками технологии "комплекс, состоящий из : некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий". Состав технологии - не совокупность методов, а прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату, что возможно при опоре на объективные устойчивые связи сторон педагогического процесса. Здесь нельзя не согласиться с В.А.Сластениным, выдвигающим в качестве сущностного признака технологии законосообразность / 15 /. Один из ведущих авторов, работающих в этой области, Н.Е.Шуркова / 17 /, дает описание ходов педагогического взаимодействия учителя и ученика в воспитательном процессе. Её "технологии" воспринимаются как опыт, тонкие ходы еще одного новатора, но их трудно, если не невозможно, повторить, переносить, так как они не формализованы в какой-то схеме, алгоритме. Это - описание нового стиля отношений, организации учебного процесса. ............ |