Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Алтайская государственная академия культуры и искусств
Факультет художественного творчества
Кафедра социально-культурного туризма
Камнерезное дело на Алтае. Горная Колывань.
Курсовая работа
Выполнила студентка
2 курса заочного отделения
группы ОУСТ
________________/подпись/
Научный руководитель:
__________________/подпись/
Работа защищена: Рекомендовано к защите
«___»________2008 г. «___»__________2008 г.
Оценка ____________
И.О. Зав. кафедрой:
______________/подпись/
Барнаул, 2008
Содержание
Введение
1.1.Сущность камнерезного искусства.
1.2. История открытия и изучение месторождений поделочных камней Алтая.
1.3. Камнерезное дело в Колывани.
2. Центр культуры на основе памятников камнерезного искусства Алтая.
2.1. Колыванская камнерезная фабрика.
2.2. Особенности колыванских изделий и их роль сегодня.
Заключение
Список литературы
Введение
На рубеже XX-XXI веков, камень уверенно вошел в рынок, причем во внутренний. В основном это, конечно, строительный камень, используемый для облицовки. Великолепные мозаики, фонтаны, монументальные композиции, как для интерьеров, так и для городских улиц и парков, изготавливаются на производствах по шаблонам, не имеющих ничего общего с ресурсосберегающими технологиями и, тем более с камнерезным искусством. Камнерезные работы (пластика из камней-самоцветов) также высоко ценится, как и 100 и 200 лет назад.
Художественная обработка камня в России – своеобразная и интересная область искусства. Алтай – один из центров русского камнерезного искусства, конца XVIII – первой половины XIX веков, периода наивысшего его развития. Время подлинного рассвета художественной обработки камня, время, когда колыванскими мастерами были созданы шедевры, по сей день нигде и никем не превзойденные. Это непосредственно связано с высокими достижениями всего русского искусства, в первую очередь, с расцветом архитектуры и декоративных искусств того времени.
1. Сущность камнерезного искусства
В словаре русского языка В.И. Даль пишет: «Камень – всякая твердая нековкая и нераспускающая в воде горная порода в виде сплошной массы и отдельных кусков». С тех пор прошло более столетия, а это определение не претерпело каких либо изменений. Однако у каждого человека свое представление о камне. Если архитектор, строитель и каменотес понимают под этим словом материал, то минеролог – горные породы и минералы. Для художника, работающего с камнем, - это не только прекрасный поделочный минерал, но и частица земной красоты, неиссякаемый источник поэзии. Камень будит воображение, подсказывая художнику подчас самые неожиданные пластические и колористические решения.
Даже невзрачные бросовые камушки могут сослужить художнику неоценимую службу. Веками лежала на берегах Бородаевского озера, находящегося на русском Севере, окатанная водами мелкая галька. Но вот пришел на эти берега художник Дионисий и сразу же понял, какое богатство разбросало под ногами. Из этой гальки иконописец смог получить краски имеющие около ста пятидесяти цветовых оттенков. Порой художник нагибается для того, чтобы поднять лежащий у ног обычный песчаник, в надежде на то, что под его резцом этот невзрачный на первый взгляд, камень обретет новую жизнь. ............