Часть полного текста документа:Картина Кипренского "Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)" Пелевин Ю.А. Картина Кипренского "Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)". 1819. ГТГ. Масло, масло. 42,5X40,9 (круг в прямоугольнике). Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № 5851 Портрет написан в 1819 г. в Риме. В "Реестре" своих картин Кипренский назвал его "Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке" В 1822 году художник выставил его не без успеха в парижском Салоне под названием "Голова ребенка". Архитектор Ф.Ф. Эльсон, описывая работы Кипренского в Салоне, связывает картину с именем девочки Мариуччи. Свидетельству Эльсона можно верить: он прекрасно знал жизнь русской художественной колонии в Риме. Позднее, в 1830 году картина под названием "Девочка с цветком в маковом венке" экспонировалась на выставке в Неаполе. Она была принята местными знатоками за картину старого европейского мастера, и Кипренский написать ее не мог, о чем художник писал А.Х. Бенкендорфу: "Мне в глаза говорили г. профессора якобы в нынешнем веке никто в Европе так не пишет, а особенно в России может ли кто произвесть оное чудо". Но кто эта девочка на полотне? Мариучча - Анна-Мария Фалькуччи - родилась около 1812 и была дочерью итальянской красавицы-натурщицы. Ее мать позировала Кипренскому для картины "Анакреонова гробница", жила в доме художника и была близка с ним. А потом произошло событие загадочное и трагическое, оставившее черную тень на всей дальнейшей жизни Кипренского. "Однажды утром натурщицу нашли мертвой. Она умерла от ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожженный. Через несколько дней в городской больнице "Санта-Спирито" умер от неизвестной болезни слуга Кипренского - молодой и дерзкий итальянец. Глухие слухи поползли по Риму. Кипренский утверждал, что натурщица убита слугой. Медлительная римская полиция начала расследование уже после смерти слуги и, конечно, ничего не установила. Римские обыватели, а за ними и кое-кто из художников открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а Кипренский. Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи - ремесленники и торговцы - грозили убить. Кипренский не выдержал травли и бежал из Рима в Париж" (Паустовский К. Книга о художниках. - М.: Искусство, 1966. С. 37.). Уезжая из Италии в 1822 году, Кипренский письменно обратился к кардиналу Гонзальви с просьбой определить девочку в монастырский пансион. И оставил деньги на воспитание сироты. "В Париже русские художники, бывшие друзья Кипренского, не приняли его. Слух об убийстве дошел и сюда. Двери враждебно захлопывались перед ним. Выставка картин, устроенная им в Париже, была встречена равнодушно. Газеты о ней промолчали. Кипренский был выброшен из общества. Он затаил обиду. В Италию возврата не было. Париж не хотел его замечать. Осталось одно только место на земле, куда он мог уехать, чтобы забыться от страшных дней и снова взяться за кисть. Это была Россия, покинутая родина, видевшая его расцвет и славу" (Паустовский К. Книга о художниках. - М.: Искусство, 1966. С. 37.). Живя в России, Кипренский в письмах к своему знакомому, С.И. ............ |