Челябинская академия культуры и искусств
Кафедра философских наук
Кафедра культурологии и социологии
Реферат для сдачи кандидатского минимума
по истории и философии науки
РЕФЕРАТ
Тема: «Категория «разнообразия» у Леона Батиста Альберти.
Проблема ренессансного индивидуализма»
Выполнила: Еременко А. В.
Челябинск, 2006
План
I. Введение:……………………………………………………………………4
1) ренессансный индивидуализм как явление,
2) история термина «разнообразия»,
3) историографический обзор проблематики,
4) цель работы;
II. ГЛАВА 1. Категория «разнообразия» у Леона Баттисты Альберти:……………7
1) бездоказательная, но самоценная категория «разнообразия» в тексте Л. Б. Альберти,
2) принципиально визуальное мировидение эпохи Возрождения,
3) «различие» и «обилие» как аспекты категории «разнообразия» Л. Б. Альберти,
4) понятие «одинокости» и категория «разнообразия».Значение «одинокости» для Л. Б. Альберти,
5) рождение категории «разнообразия» из ренессансного интереса к человеческому «я»,
6) полемичность задач (изображение «человека вообще» и необходимость индивидуальных характеристик), поставленных Л. Б. Альберти в трактате «О статуе»,
7) соотношение идеальной красоты и индивидуального разнообразия у Л. Б. Альберти;
III. ГЛАВА 2. Проблема ренессансного индивидуализма………………….……17
1) основания для формирования ренессансной индивидуальности,
2) парадоксальность индивидуальности эпохи Возрождения,
3) «разнообразие» эпохи Возрождения как аналог понятия «личность»,
4) оппозиционность взглядов В. П. Зубова и Л. П. Баткина на категорию «гармонии», и ее соотношение с «разнообразием»;
IV. Заключение:……………………………………………………………………..23
1) «неосознанность» ренессансной концепции личности,
2) обоснование индивидуальности в эпоху Возрождения через природное разнообразие,
3) универсальность категории «разнообразия» у Л. Б. Альберти,
4) художественный образ – макро в микрокосме;
V. Список литературы………………………………………………………………25
Введение
Эпоха Возрождения – это исторический период, составляющий особый этап в развитии гуманизма, это время, когда формировались новые воззрения на природу человека, по-новому осмысливались его достоинства и возможности. Рождение новой личности как индивидуальности было трудным и мучительным процессом. Эстетические учения гуманистов, а также размышление гуманистов о собственной деятельности вообще позволяют сделать некоторые наблюдения относительно формирования личного самосознания – важнейшей характеристики личности.
Леон Батист Альберти, разрабатывая эстетические и социальные идеи в своих трактатах, напрямую касался проблемы ренессансного индивидуализма. Попытаемся проследить некоторые моменты становления самосознания новой личности через разработанную Альберти категорию «разнообразия».
В трактате Альберти «О живописи», во второй книге он впервые употребляет цицероновское понятие риторики «разнообразие», но обращенное к живописи, притом не в «эстетическом», а гораздо более широком, космическом смысле. ............