Часть полного текста документа:Кинематика материальной точки ...нельзя наблюдать и определить движения тела, имеющего конечную величину, не определяя сначала, какое движение имеет каждая его маленькая частичка или точка. Л. ЭЙЛЕР Контрольное задание по физике предназначено для учащихся всех классов с 9 по 11. Тема этого задания "Кинематика материальной точки" включает в себя основные методы решения задач на кинематику прямолинейного движения, технику составления кинематических уравнений, принцип относительности движений и простейшие расчеты движения точки по окружности. Теоретической основой задания является материал, изложенный в учебнике физики для 9 класса (любых авторов). В последующих журналах эта тема будет продолжена. Будет рассмотрена кинематика криволинейного движения, движение тела в гравитационном поле, движение заряженной частицы в электрическом и магнитном полях, принцип суперпозиции в кинематике, графические методы расчета и т.п. Внимательно прочитайте задание, выберите понятные и интересные вам задачи; решать их можно самостоятельно, руководствуясь методическими указаниями в журнале, или с помощью своего учителя. Большое количество задач, предлагаемых в задании, рассчитано на то, чтобы каждый учащийся имел возможность выбора посильных для себя задач. Обязательно попытайтесь решить хотя бы одну из предложенных экспериментальных задач. При этом недостаточно только описать ход эксперимента. Его надо проделать и получить результат. Учащимся 7 и 8 классов достаточно решить только некоторые качественные задачи, обосновывая свою точку зрения. Вопросы и задачи Ф.1.1. Круг радиусом R катится по кругу радиусом 4R. Сколько оборотов совершит малый круг по возвращении в первоначальное положение? Ф.1.2. Мальчик бросает мячи из вагона в сторону, противоположную движению поезда. Как будут двигаться мячи по отношению: а) к вагону; б) к полотну дороги? Ф.1.3. Во время езды на автомобиле через каждую минуту снимали показания скорости по спидометру. Можно ли по этим данным определить среднюю скорость движения автомобиля? Ф.1.4. Может ли человек бежать быстрее своей тени? Ф.1.5. Когда скорость иглы проигрывателя относительно пластинки больше - в начале проигрывания или в конце? Ф.1.6. Два поезда идут навстречу друг другу - один ускоренно на север, а другой - замедленно на юг. Как направлены ускорения поездов? Ф.1.7. Во сколько раз путь по лестнице на 16-ый этаж дома длиннее пути на 4-ый этаж? Ф.1.8. Почему дождевые капли в безветренную погоду оставляют на стекле движущегося автомобиля наклонные полосы? Ф.1.9. Два катера, идущие вниз по реке с различными скоростями, одновременно поравнялись с плывущим плотом. Через 10 минут оба катера развернулись и с прежними относительно воды скоростями направились к плоту. Какой катер достигнет плота первым? Ф.1.10. Может ли в данный момент времени скорость тела равняться 0, а ускорение быть отличным от нуля? Если нет, то - почему, если может, то приведите примеры такого движения. Ф.1.11. Вагон шириной 2,4 м, движущийся со скоростью 15 м/с, пробит пулей, летевшей перпендикулярно движению вагона. Смещение отверстий в стенках вагона относительно друг друга оказалось равным 6 см. ............ |