Часть полного текста документа:Ключи от мира. Азбучные истины для языка, который остался без смысла Семыкина Е. Н. В современном обществе не достаточное место отводится языку, однако, одним из важнейших моментов определяющих наше сознание является язык. Очень своевременно сейчас поставить вопросы о модели образования, тесно связанной с жизнью языка и его влиянием на становление и формирование гражданско-нравственной позиции. Необходимо создание такой школьной модели, которая включает в себя определенные модули, дающие возможность непрерывного сопровождения ребенка в становлении его гражданско-нравственной позиции. Наше образование сегодня изобилует большим количеством программ, методик и это требует модульного подхода, который даст возможность гармонизировать образовательное пространство. В современной школе необходима интеграция нравственных и эстетических составляющих (а основным цементирующим моментом является эмоциональный ряд), основанная на понимании того, что жизнедеятельность ребенка в процессе воспитания и образования формирует его личность. Как построить систему преподавания так, чтобы каждый ученик усвоил не только знания, но и сформировал свое отношение, получил свой опыт, помогающий ему сделать свой выбор в любой ситуации, и чтобы этот выбор не был асоциальным. Мы смотрим на "Троицу" Рублева, мы привыкли к ней, мы думаем, что понимаем ее, в ней все просто, как в реальности. Но мы знаем, что существует "обратная перспектива", что именно этот художественный прием погружает нас в духовный мир иконы (заметьте, не Рублева: у иконы нет автора), это не картина, но это прекраснейшее произведение искусства. Образы живописи очень выразительны, для их создания используются живописные и пластические средства. Они воздействуют на глубинные психофизические механизмы эмоциональности человека. Посредством живописи можно передать сложную гамму человеческих переживаний, различные состояния, что позволяет человеку осознавать и корригировать негативные эмоциональные проявления и превращать их в позитивные. Надо учиться "читать" в искусстве, литературе, истории то, что не проявлено. Именно "там" заключён истинный смысл, и его надо разгадать - найти ключ. Наша жизнь заполнена большим количеством клише одно из них - "красота спасет мир". Как любая фраза, выхваченная из контекста, она не полна и не передает мысли ее автора. Еще одна заезженная фраза, призывающая нас к скромности - "Я - последняя буква в алфавите". Местоимение, определяющее нашу личность, оказалось в самом конце алфавита и часто можно слышать от учителей в классе желающих осадить ученика: "А ты знаешь, что "я"- последняя буква в алфавите". И все мы вроде бы принимаем эти клише и сами их повторяем иной раз, но что-то противится в нас этим шорам, внутренняя логика и интуиция подсказывают, что не так все просто или вернее все проще и лаконичнее. В чем же искать опоры для своих рассуждений. Вновь возникает фраза: "... ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!" [9,С. 198]. В школе на уроках истории и литературы ученикам коротко говорят о том, что за свою историю русский язык пережил несколько реформ, крупнейшие из них произошли при Петре I и после Октябрьской революции, и основной причиной этих реформ называют желание упростить написание и облегчить письмо: "Петровская реформа состояла в том, что, во-первых, из азбуки исключили некоторые устаревшие и ненужные (курсив - Е.С.) буквы... ............ |