Часть полного текста документа: Коллекция Пермской государственной художественной галереи, насчитывающая 350 инвентарных номеров, скомплектована сотрудниками галереи за 60 лет. Наиболее активно сбор памятников шел в довоенный период. Только с 1923 по 1926 год Н.Н.Серебренников и А.К.Сыропятов (первый директор галереи) по труднейшим маршрутам провели шесть экспедиций. Как вспоминал Н.Н.Серебренников, "во все поездки пришлось проехать 5083 версты, из них 2059 верст лошадьми, 2105 пароходом и 919 верст железной дорогой". Было приобретено 412 отдельных фигур. В последующие годы коллекция пополнилась еще на одну треть. Заслуги Н.Н.Серебренникова, собирателя и исследователя пермской деревянной скульптуры, неоценимы. Его книга "Пермская деревянная Параскева Пятница из с.Ныроб. XVIII-XIX в. скульптура", изданная в 1928 году, и сейчас является важным источником изысканий. Большинство скульптур было найдено на территории Верхнекамья. С юга Пермской области привезены лишь отдельные образцы. Обстоятельство связано, очевидно, с более ранним освоением севера русскими поселенцами, с более ранним укоренением здесь русской культуры. Самые древние из сохранившихся произведений датируются концом XVII - началом XVIII столетия. Это время расцвета прикамской архитектуры, начало интенсивного каменного строительства. В конце XVII века создаются городские ансамбли Чердыни, Соликамска, Кунгура, строятся замечательные по красоте и убранству церковные здания. Эволюция стилей пермской скульптуры чутко отражает историческое развитие края. Произведения начала XVIII века - "Параскева Пятница" из села Ныроб, "Никола Можайский" из села Покча, "Распятие" из города Соликамска - и по форме, и по сюжетам связаны с традициями древнерусской резьбы. Композиции этих скульптур фронтальны и симметричны, объемы предельно обобщены, многослойная роспись обладает иконописной структурой. Технология изготовления скульптуры также напоминает иконную. Из древесных пород мастера предпочитали сосну и липу. Дерево они обрабатывали с помощью топора и ножа. В XVIII веке употреблялись также тесла, долота, стамески, пилы, буравы, струги и дорожники. Для росписи на поверхность дерева наносился левкас (меловой грунт). Роспись производилась яичной темперой, нередко дополняясь позолотой (листовым или "твореным" золотом) и серебрением. В XIX веке скульптуры начали расписывать масляной краской. В XVIII веке, когда развитие культуры переходит в светское русло, пермская скульптура, как и скульптура других русских земель, испытывает сильнейшее влияние европейской пластики. Представление о пермской деревянной скульптуре будет неполным, если обойти вниманием произведения декоративной резьбы, которыми располагает коллекция галереи. Интересен ряд царских врат XVII-XIX веков, прекрасно иллюстрирующий развитие стилей. Плоская, измельченная резьба древнерусских орнаментов сменяется в XVIII веке пышной резьбой стиля барокко. Характерны "Царские врата" из Перми, выполненные резьбой "на проем". Травные орнаменты не столько украшают, сколько создают поверхности створок. Грандиозное произведение барочной резьбы - иконостас первой половины XVIII века из Пыскорского монастыря, самого богатого и старинного в крае. В отличие от древнерусских высоких иконостасов он не разделен на ярусы и представляет собой огромную сплошную поверхность, расчлененную живописными вставками. ............ |