Курсовая работа
Тема: «Компонентный анализ и его применение
в лингвистическом исследовании (лексика и словообразование)»
Челябинск
2003 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………3
1.Зарождение понятия «компонентный анализ» в
лингвистических исследованиях………………………………………….……4
2.Применение метода «компонентного анализа» в лингвистической
практике…………………………………………………………………..………5
3.Взаимодействие метода компонентного анализа с другими
методами лингвистических исследований………………………………….…12
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованной литературы……………………………..……………19
Введение
Сущность и назначение метода компонентного анализа сводится к тому, что в совокупности исследуемых языковых единиц выделяются те признаки, с помощью которых одни единицы различаются между собой, другие, напротив, объединяются в группы или совокупности. Иначе говоря, описание фактов осуществляется набором признаков, входящих в их план содержания.
Признаки, с помощью которых значимые единицы отличаются одна от другой, называются дифференциальными, а признаки, способствующие объединению единиц,- интегральными. Один и тот же признак может быть дифференциальным и интегральным в зависимости от того, какие единицы сопоставляются между собой.
В работе будет рассмотрено зарождение метода компонентного анализа и его использование в практических лингвистических исследованиях.
1.Зарождение понятия «компонентный анализ» в лингвистических исследованиях
Уард Гуднаф ввел понятие " компонентный анализ ", который описывает исследовательскую технику, развившуюся в рамках лингвистики , и которая, по его мнению, должна быть применена и к другим аспектам культуры. Используя эту систему формального семантического анализа, исследователь может открыть собственные когнитивные процессы информанта.
Гуднаф подчеркивал также, что анализируя компоненты значений в туземных понятиях исследователь может придти к более валидному пониманию культуры в целом в терминах когнитивных структур индивидуального носителя культуры.
Интерес к потенциалу компонентного анализа получил широкое распространение после выхода в свет книги Т. Гладвина и У. Стётевента. В ней они собрали значительное количество статей по лингвистике, в которых различными способами привлекалось внимание к необходимости для антропологов постигнуть то, что может быть определено в туземных категориях мышления. Принципиальный интерес к этому подходу привел к появлению "этно-когнитивного" подхода, прежде всего - этносемантике.
Большинство исследований в области этносемантики имело дело с отдельными культурными содержаниями в посреднической зоне, документируя культурное знание в особых группах и обществах. Фокусировали ли они внимание на терминологии родственных отношений, классификации животных и растений, на диагностике категорий болезней, цветовых термина, или на более "культурных моделях", эти исследования продемнстрировали сложность социальных модусов мышления и предложили гипотезы о процессах, посредством которых концепции понятия возникают, становятся общими, и модифицируются.[1]
2.Применение метода «компонентного анализа» в лингвистической практике
Метод компонентного анализа был развит Н. ............