Часть полного текста документа:Компьютерные инструменты педагога Ю.Cениченков, ГПУ, С.-Петербург Да простят меня педагоги, но создается впечатление, что до сих пор большинство школьных преподавателей еще бежит от компьютера, как черт от ладана. Не потому, что компьютер сложен для освоения и еще не стал доступен каждой семье, а потому, что педагоги не знают, как его употребить с пользой для дела. Программистская элита уже более не может навязывать педагогам свое видение применения компьютера в обучении, а педагоги не могут и не хотят пользоваться существующими программными продуктами. Хочется верить, что настало время диалога между программистами-профессионалами и педагогами, в результате которого: возникнет понимание роли и особенностей компьютера как образовательного инструмента; будут выработаны требования к учебным программным продуктам и создан востребованный педагогами прототип программного обеспечения; начнется интервенция (внедрение) новых методик и программ в образовательный процесс. Последнее, а именно интервенция - удачно найденная, выразительная и сочная метафора, но наша история показывает, что может найтись множество людей, способных воспринять ее всерьез, особенно если случится чудо и появится финансируемая государственная программа. Все хорошо помнят, что произошло, когда от пропаганды марксизма перешли к агитации. Процитирую абзац из начала статьи: "На кафедре образовательных технологий факультета педагогического образования, который недавно был открыт в МГУ, приоритетным направлением научных исследований является разработка методики внедрения и использования информационных, компьютерных и мультимедийных продуктов в учебном процессе в школах, в вузах", и ее финальные строки: "Но пора начинать широкий разговор о методике использования обучающих продуктов в учебном процессе, а не обсуждать достоинства и недостатки каждого конкретного продукта. Настало время совершенно четко определить программу и порядок сертификации продуктов с точки зрения возможности их применения именно в реальном учебном процессе, их предметного и научного содержания, их методического качества и наличия сопровождающей методической поддержки, которая давала бы возможность предметникам их эффективно использовать". Соглашаясь с автором статьи, позволю себе сформулировать конкретные задачи иначе: 1. Настало время дать четкий ответ на вопрос, в чем преимущества компьютерных образовательных инструментов перед традиционными. Следует сравнить между собой учебники и компьютерные учебники, контрольные и компьютерные тесты, учебные фильмы и компьютерные фильмы, самостоятельную работу с книгой или в лаборатории с обучением с помощью интерактивных учебных программ, и наконец, традиционные лаборатории и компьютерные и перейти от эмоциональных оценок к научным. У меня, например, нет уверенности, что все "компьютерное" лучше всего традиционного. Для начала достаточно уже существующих компьютерных программ. Понятны цели и условия проведения эксперимента, найдутся, мы думаем, и педагоги-энтузиасты. Дело за малым- осталось найти кто бы организовал и финансировал эксперимент. Провести его и проанализировать результаты - задача не простая, но решаемая. 2. ............ |