Часть полного текста документа:Конкурентные преимущества моделей бизнес-образования в российских условиях Леонид Иванович Евенко, доктор экономических наук, профессор, ректор Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Принимая решение о получении образования по той или иной модели необходимо учитывать наличие факторов, способных создать благоприятные условия и конкурентные преимущества. Такие факторы различны, и ошибка в их оценке может стоить достаточно дорого. Современное российское законодательство в области образования достаточно либерально в отношении осуществления или развития образовательной деятельности. В 1990-е гг. оно сыграло в целом положительную роль для приспособления управленческого образования к требованиям жизни, хотя и породило некоторые проблемы. Недавние меры государства, приравнявшие, в частности, внебюджетные доходы государственных учреждений от образовательной деятельности к бюджетным и поставившие всю сумму доходов под контроль казначейства, внесли серьезные трудности в операционную деятельность в области бизнес-образования. Но это коснулось прежде всего государственных вузов и в конечном счете не создало непреодолимых препятствий для развития бизнес-образования в стране. На сегодня сфера образования и сектор платных бизнес-образовательных услуг уже достаточно развиты, хотя спрос, даже платежеспособный, как показывают обследования, далеко не насыщен. И в то же время потребитель (организация или индивид, обладающий некоторыми средствами) достаточно осмотрителен и хочет получить образовательный продукт, полноценный с точки зрения критерия "затраты - эффективность". Следует сознавать, что, принимая решение о получении образования по той или иной модели необходимо весьма осознанно учитывать наличие факторов, способных создать благоприятные условия и конкурентные преимущества. Такого рода факторы весьма различны для разных моделей бизнес-образования и ошибка в их оценке может стоить достаточно дорого как с позиции гарантии качества образования, так и с позиции достижения устойчивых конкурентных преимуществ. Модель I. Высшее образование Благоприятные условия применения и устойчивые конкурентные преимущества Демографический фактор: большая численность населения, значительный контингент молодых людей с потребностью в высшем образовании. Хорошо развит современный научно-методический потенциал (библиотека, компьютеры, исследования и т.п.) Критическая масса штатного высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава по большинству специальностей бизнес-образования (наличие профильных кафедр). Высокий имидж образовательного учреждения. Развитая материально-техническая база. Наличие государственной аккредитации, выдача дипломов государственного образца о высшем образовании (обязательно). Высшее образование (модель I) в области бизнеса и менеджмента следует развивать прежде всего там, где существуют для этого демографические условия, и в первую очередь большая численность населения со значительным контингентом молодых людей с потребностью в высшем (первом или втором) образовании. ............ |