Часть полного текста документа:Конспект двух уроков по биологии в 10 "Б" классе по теме: Белки. Структура и функции. Ферментативная активность белков. Ход урока. На сегодняшнем уроке мы должны будем познакомиться со строением и свойствами белков, и подробнее рассмотреть каталитическую или ферментативную функцию, и провести лабораторную работу на эту тему. I. Опрос по липидам и углеводам. 1) Что такое полимер? (много звеньевая цепь, в которой одним звеном является какое-либо простое вещество - мономер) А-А-А- 2) Какие бывают полимеры? ( регулярные А-А-А- А-А-В-В-А-А-В-В- и нерегулярные А-В-А-А-Т-) Примеры. 3) Что является мономером у углеводов? Липиды это полимеры? 4) В каком процессе первоначально образуется глюкоза? (ф\з) 5) Какой основной источник энергии в человеческом организме? (жиры) Почему? Почему целлюлоза не может быть источником энергии? 6) Где синтезируются и расщепляются жиры? Углеводы? 7) Целлюлоза и крахмал состоят из одинаковых остатков глюкозы и имеют один состав (С6Н12О6)п II. Запишите тему урока. Сегодня мы разберем биополимеры нерегулярного строения. Что это значит? Как вы думаете из каких элементов состоят белки? 1.Запишите - Белки - сложные органические соединения, состоящие из С Н О N. Могут включать S и образовывать комплексы с Me - Fe,P,Cu,Zn. Это макромолекулы, их молекулярная масса доходит до неск. Млн. Например, формула молекулы гемоглобина (не для записи) может дать представление о его сложности: C3032H4816O872N780S8Fe4. Эта белковая молекула средней величины. 2. Мономерами белков являются аминокислоты. Кто знает, сколько существует аминокислот? Вообще в природе встречается более 170, но в состав белков входит 26, а чаще всего только 20. Они изображены на таблице и в вашем учебнике. Скажите, почему нельзя питаться только животной пищей? Растения способны синтезировать все 20 аминокислот, животные же получают 8 из них в готовом виде с пищей. Такие аминокислоты называются незаменимыми. Белки в пищеварительном тракте распадаются до аминокислот, всасываются в кровь и организм из них строит собственные белки. Рассмотрим общее строение аминокислоты: 1) Карбоксильная (кислотная) группировка - 2)Аминогруппа - 3)Радикал- та часть, по которой аминокислоты отличаются друг от друга. Запишите общую формулу: Глядя на эту формулу, скажите, какими свойствами обладают все аминокислоты? (амфотерными). А если радикал будет содержать карбоксильные или основные группировки как это будет влиять на свойства? 3.Запишите - Образование пептидной связи. Аминокислоты соединяются между собой при помощи пептидной связи. Карбоксильная и аминогруппы взаимодействуют друг с другом с выделением Н20. Как называется такая реакция ? Конденсации. Сейчас кто-нибудь подойдет к доске и поможет мне написать эту реакцию. Все записывают ее в тетради. Чем обусловлено огромное множество белков в природе если их составляющими служат всего 20 мономеров? 4. Запишите - уровни организации белковой молекулы. Первичная структура белка представляет собою последовательность аминокислот в полипептидной цепи, соединенных пептидными связями. Это какие связи? - ковалентные. Вторичная структура - белковая нить закручена в виде спирали. Между группами СООН одного витка и NH2 другого образуются водородные связи. Что это такое? Третичная структура - укладка полипептидной цепи с образованием компактной, плотно упакованной структуры. Это клубок или фибриллы (кератин, колаген) Такая структура поддерживается дисульфидными связями, гидрофобными взаимодействиями, электростатическими. Четвертичная структура - способ обьединения (расположения в пространстве) отдельных полипептидных цепей в белковой молекуле, состоящей из нескольких подобных цепей. ............ |