Конституционная система Приднестровской Молдавской Республики с точки зрения французского опыта
Введение
Вследствие международного непризнания Приднестровья (Приднестровской Молдавской Республики), названного в Западной Европе Транснистрией, ее конституционная система (Конституция и юриспруденция ее конституционного суда, созданного в 2002 году) остается мало известной юристам Западной Европы. В настоящей статье намереваюсь представить эту систему в сравнении с французской конституционной традицией (Конституцией 1958 года и другими законодательными текстами значения, применяемыми Конституционным Советом и обоими верховными судами – Государственным советом, Арбитражным судом), показывая точки соприкосновения и разногласия между обеими системами. Это исследование сможет вызвать, таким образом, размышления о возможности взаимного обогащения обеих конституционных систем, которые мы сравниваем.
1. Общая ссылка на права человека, подразумевающая более расширенный смысл в Конституции Приднестровской Молдавской Республики.
Французская Конституция не содержит формулировку о правах человека, подразумевающую индивидуальные права и права социальные, за исключением нескольких общих размышлений о политических партиях и свободе убеждений. Конституционные судьи в 1971 году посчитали, однако, что Декларация прав человека 1789 года (индивидуальные права), и преамбула к Конституции 1946 года (социальные права) имели конституционную ценность. К этому добавляется то, что европейская Конвенция по правам человека имеет надзаконодательную ценность вследствие постановления Государственного совета Николо 1989 года.
Таким образом, рекомендации в вопросе о правах человека, которые предписываются во Франции и те, которые признает Приднестровская Молдавская Республика, ощутимо сопоставимы.
Мы здесь обнаруживаем отказ от расовых или религиозных дискриминаций (статья 17 Конституции Приднестровской Молдавской Республики), презумпцию невиновности перед законодательством (статья 22), неприкосновенность жилища (статья 24), свободу убеждений, (статья 27), средства информации без цензуры (статья 28), личный доступ к информации (статья 29), право свободного перемещения (статья 25), свобода совести и свобода вероисповедания (статья 30), право обращения в суд (статья 46), принцип обнародования законов (статья 63), гласность судебного разбирательства, принцип состязательности (статья 85). Все эти элементы подобны надзаконодательным нормам, применяемым во Франции.
Нужно отметить, что Приднестровье позаботилось о том, чтобы подчеркнуть также обязанности граждан: «Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином и человеком своих обязанностей перед обществом и государством» (статья 47).
Именно в этом заключается удачная инициатива, которая напоминает, что гражданин не является эгоистичным потребителем права и что он всегда должен учитывать интерес коллектива и действовать в зависимости от этого. Эта идея является основой французских республиканских принципов, которые, к сожалению, в настоящее время имеют тенденцию к исчезновению.
Приднестровская Молдавская Республика не такая якобинская, как Франция, так как она признает право говорить на трех языках, в том числе и в органах власти. ............