Конституционное право каждого на получение квалифицированной юридической помощи как аксиологическое требование законодательства и практики его применения
юридический помощь квалифицированный конституционализация
Функционирующая в Казахстане правозащитная модель, образованная действующим законодательством на основе Конституции, обогащается и предусматривает дальнейшее развитие. В современной общественно-правовой практике возможности получения населением юридической помощи расширены, создан широкий спектр институтов оказывающих юридический помощь физическим и юридическим лицам. В эту сферу, кроме традиционных институтов (адвокатуры, юрисконсультантов) вовлечены практически все государственные органы – суды, прокуратура, центральные и местные государственные органы, а также Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан, юридические службы организаций, неправительственные, общественные объединения и другие коллективы граждан, которые в том или ином плане оказывают населению необходимую помощь.
В связи с изменением политико-правового, социально-экономического направления государства и переходом на рыночные отношения, возникли новые службы, а такие ранее действовавшие институты как нотариусы были переориентированы и расширили свои возможности по оказанию квалифицированной юридической помощи. Государством немалое внимание уделено адвокатуре. Создан институт частнопрактикующих юристов, которые также обеспечивает общество квалифицированной юридической помощью.
Возведение права на квалифицированную юридическую помощь до конституционного уровня обусловлено важным обстоятельством. Отсутствие данной нормы лишает лицо возможности получить юридическую помощь, что, в свою очередь, приводит не только к существенному ограничению либо ущемлению законных прав и интересов человека и гражданина, нарушению принципа равенства перед судом, но иногда и к необратимым последствиям для граждан и всего общества в целом.
Вместе с тем, на наш взгляд, еще рано говорить о том, что в Казахстане конституционное право каждого на получение квалифицированной юридической помощи реализовано в полном объеме, с учетом конституционных императивов и международных обязательств, взятых Республикой. Свидетельством тому являются недостатки в законодательной реализации данного положения, отмечаемые в ежегодных посланиях Конституционного Совета о состоянии конституционной законности в стране, а также учеными-правоведами и другими представителями юридического сообщества на страницах специализированных изданий. Ими обращается внимание на недостаточность законодательных механизмов оказания квалифицированной юридической помощи, отмечаются недостатки в практической деятельности отдельных институтов, к примеру, адвокатов, нотариусов, частнопрактикующих юристов, государственных органов и учреждений и т.д. Отдельные же авторы обращают внимание на необходимость дачи официального толкования пункта 3 статьи 13 Конституции в целях определения понятия «квалифицированной юридической помощи». Ряд авторов указывает, что реализация данного права затруднена отсутствием понятия юридической помощи в процессуальных законах.
Прежде всего, следует обратить внимание на отсутствие однозначного понимания и трактовки обсуждаемого конституционного положения в научной, правотворческой и правоприменительной деятельности. ............