содержание
1. конституционные принципы организации и деятельности судов республики беларусь и республики польши
2. Система хозяйственных судов Республики Беларусь
3. Система общих судов республики польши
список использованной литературы
1. конституционные принципы организации и деятельности судов республики беларусь и республики польши Конституционные принципы судебной власти – это закрепленные в конституциях руководящие идеи, которым должны быть подчинены и правовое регулирование, и практика деятельности судов [6, с. 252].
Принципы судебной системы Республики Беларусь и Республики Польши можно подразделить на две группы: на принципы организации судебной системы и принципы деятельности судов.
К числу важнейших принципов судебной системы или судоустройства относятся:
1. Независимость судей и их подчинение только закону. Данный принцип означает недопустимость вмешательства в судебный процесс, получения судьями указаний от кого бы то ни было.
Принцип независимости судей гарантирует несменяемость судей, их неприкосновенностью, недопустимость уменьшения их вознаграждения, централизованным порядком финансирования судов и назначением судей.
Например, Конституция Республики Беларусь устанавливает, какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону [7, ст. 110].
В Конституции Республики Польши, ст. 178 говорится: «1. Судьи при исполнении своей должности независимы (niezawisli) и подчиняются только Конституции, а также законам. 2. Судьям обеспечиваются условия труда и вознаграждение, соответствующие достоинству должности, а также объему их обязанностей. 3. Судья не может принадлежать к политической партии, профессиональному союзу, вести публичную деятельность, несовместимую с принципами независимости судов и независимости судей».
2. Исключительность судов как органов, осуществляющих правосудие, означает, что правосудие может отправляться только судом. Создаваться и функционировать могут только те суды, которые учреждены Конституцией и законом при запрещении чрезвычайных судов.
Например, в Конституции Республики Польши чрезвычайные суды разрешены [8, ст. 175], а в Конституции Республики Беларусь образование чрезвычайных судов запрещено [7, ст. 109].
3. Отправление правосудия от имени народа и с участием населения. данный принцип предполагает, что большая часть дел, имеющих серьезную юридическую значимость, рассматривается с участием граждан, не являющихся профессиональными судьями. В Республике Польше – это практикуется в качестве народных заседателей. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей закрепляет правовой статус народных заседателей страны.
4. Коллегиальность судопроизводства означает, что наиболее важные юридические споры рассматриваются с участием нескольких профессиональных судей, народных или присяжных заседателей.
5. Возможность обжалования судебных постановлений в вышестоящие инстанции. Такое обжалование может носить апелляционный и кассационный характер. Апелляция предлагает пересмотр дела по существу с новым исследование всех доказательств и вынесение решения. ............