РЕФЕРАТ
по курсу «Государственное право»
по теме: «Конституционный статус союзной республики (на примере РСФСР)»
1. Конституционный статус союзной республики (на примере РСФСР)
При создании Союза ССР и конституционном оформлении нового государственного устройства одним из острейших, ставший предметом споров и борьбы центра и республик, явился вопрос о соотношении компетенции Федерации и ее субъектов. Сопоставление Договора об образовании СССР 1922 г. и соответствующих частей Конституции 1924 г. свидетельствует о том, что за короткий период сторонники концентрации важнейших полномочий на союзном уровне одержали победу. Так, именно к ведению Союза ССР Конституция отнесла следующие ключевые вопросы:
определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение,
установление общесоюзных налогов и доходов,
разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик,
руководство транспортным делом, внешней торговлей,
международные отношения,
организацию и руководство Вооруженными Силами.
Конституция 1924 г. не определяла компетенции союзных республик. В краткой главе второй – об их суверенных правах и союзном гражданстве (его установление – также одно из новшеств Конституции) – признавалось наличие суверенитета у союзной республики, который «ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза». Вне этих пределов, гласила Конституция, каждая союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно. СССР охраняет суверенные права республик. За каждой из союзных республик сохранялось право свободного выхода из Союза, причем для изменения, ограничения или отмены статьи, закреплявшей это положение, требовалось согласие всех республик, входивших в СССР. Республики имели свои конституции, в которые надлежало вносить изменения в соответствии с союзной Конституцией. Для граждан республик устанавливалось единое союзное гражданство.
В девятой главе – «О союзных республиках» – Конституция СССР фиксировала уже сложившуюся в них систему органов власти (Съезд – Центральный Исполнительный Комитет – Совет Народных Комиссаров). При этом состав СНК республик определялся исчерпывающим образом, что не оставляло республикам никакой свободы маневрирования и жестко соответствовало разделению компетенции между СССР и его субъектами. Правительство республики включало в себя: председателя СНК, заместителей председателя, председателя ВСНХ, народных комиссаров земледелия, финансов, продовольствия, труда, внутренних дел, юстиции, рабоче-крестьянской инспекции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, а также с правом совещательного или решающего голоса – по решению ЦИК республик – уполномоченных наркоматов СССР по иностранным делам, военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Причем наркоматы республик, подчиняясь ЦИК и СНК республик, осуществляли в своей деятельности директивы соответствующих наркоматов СССР (ст. 67-68 Конституции).
Основной Закон 1924 г. имел конкретную цель – отразить природу и структуру СССР. Это прямо сказалось на содержании Конституции. ............