Контейнерная транспортная система
Конспект лекций
Лекция 1
Техническое обеспечение контейнерной транспортной системы
Общие сведения о контейнерах
Грузовым контейнером называется единица транспортного оборудования многократного использования, представляющая полностью или частично закрытую емкость, предназначенную для размещения в ней груза.
Конструкция грузового контейнера обеспечивает сохранную перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта, что достигается достаточной его прочностью в течение установленного срока службы. Она содержит приспособления позволяющие механизировать процесс внутрискладских операций, а также перегрузку контейнеров с одного вида транспорта на другой.
Весь парк грузовых контейнеров можно подразделить:
F по грузоподъемности на:
ü малотоннажные – массой брутто до 3 т. (исключительно);
ü среднетоннажные – массой брутто от 3 до 10 т;
ü крупнотоннажные – массой брутто 10 т и более;
F в зависимости от номенклатуры перевозимых грузов на:
ü универсальные;
ü специализированные.
На железнодорожном транспорте наибольшее развитие получила перевозка грузов в среднетоннажных и крупнотоннажных контейнерах.
Универсальные контейнеры предназначены в основном для тарно-штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и мелкоштучных грузов. Специализированные – для ограниченной номенклатуры или грузов отдельных видов: длинномерных, громоздких, сыпучих пылевидных, гранулированных, мелкокусковых и крупнокусковых, в том числе смерзающихся и слеживающихся, жидких разной вязкости и полужидких (пастообразных), опасных. К специализированным относятся также изотермические контейнеры: термосы, охлаждаемые, обогреваемые и наиболее распространенные с устройствами для охлаждения и обогрева. Они используются для перевозки скоропортящихся продуктов, требующих поддержания во время перевозки и хранения установленного температурного режима, влажности и других условий.
По общему устройству универсальные и специализированные контейнеры можно подразделять на:
ü атмосфероустойчивые (оборудуются лабиринтами для отвода воды);
ü водонепроницаемые (оснащаются резиновым или иным уплотнением);
ü герметизированные.
Атмосфероустойчивые и водонепроницаемые преимущественно выполняются неразборными, герметизированные – только неразборными. Неразборные и разборные контейнеры могут выполняться с одно- двух- или трехстворчатой дверью. Двери могут размещаться в торцовой стенке, в боковых стенках либо в тех и других. Они могут заменять и соответствующие стенки.
Герметизированные контейнеры, как правило, выполняются с одной одностворчатой дверью.
Специализированные контейнеры могут быть мягкие (эластичные) и комбинированные (мягкие с жестким каркасом). Как универсальные, так и специализированные контейнеры могут быть металлическими (стальными, алюминиевыми, из легких сплавов), из полимерных материалов, выполняться с полимерными покрытиями.
По оборудованию для перегрузки различают контейнеры с проемами в основаниях для вилочных захватов погрузчиков и с рамами либо фитингами (на нижней и верхней рамах) – для захватов стропов кранов. Как правило, все контейнеры должны быть пригодны для перегрузки кранами и вилочными погрузчиками.
По сфере применения контейнеры могут быть «ограниченного» или «широкого» обращения. ............