ВВЕДЕНИЕ
Проблема контроля сводится к оценочной системе образовательных учреждений. Данная работа «Контроль «без контроля»» будет раскрываться в основном через призму сравнения отметочной, традиционной системы оценивания и, так называемой, безотметочной системы; а так же посредством рассмотрения, что же такое ошибка и как она влияет на развитие личности младшего школьника.
Количество отрицательных сторон традиционной пятибалльной системы оценивания превышает количество ее положительных критериев. Пятибалльная система:
- не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности
- затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения. Фактически учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата ребенка, сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической нормой ("Три ошибки в словарном диктанте - это хорошо или плохо?"), и фиксацией успешности результата для данного ребенка. Даже если учитель склонен к оценке индивидуального результата ребенка ("Для тебя три ошибки - это хорошо, ты - молодец!"), официальный статус отметки ("Все равно за такую работу нужно ставить три") сводит на нет все старания педагога;
- В силу скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка;
- часто имеет травмирующий характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя, "отметочная" система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей.
Последние, в свою очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка. Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту тревожности, и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья.
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование обще учебных умений, на развитие творчества, самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценивания.
Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
Твердят:
Вначале было СЛОВО.
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка.
Все начинается с любви...
Р. Рождественский
1. Оценка и отметка: история и теория
В педагогической литературе, да и в повседневном разговоре термины “оценка” и “отметка” часто употребляем как синонимы. Хотя они взаимосвязанные, но, все-таки, и как термины, и как понятия их необходимо различать. Взаимосвязь состоит в том, что у них общий объект— знания, умения, навыки и развитие учащихся. ............