Часть полного текста документа:Концепция управления доходами для операторов связи Екатерина КОНОВАЛЬЧУК Известно, что сегодня на рынке операторов сотовой связи наблюдается тенденция снижения маржинальности бизнеса и ужесточения конкурентной борьбы. Развитие бизнеса операторов подстегивают и стремительно меняющиеся технологии связи. Важным преимуществом игроков телекоммуникационного рынка становится их способность своевременно и качественно удовлетворить, а зачастую предвосхитить запросы абонентов. В таких условиях бизнес-модель оператора, стремящегося к расширению спектра предлагаемых услуг, должна корректироваться с учетом стремления к повышению доходности и экономической целесообразности деятельности. Телекоммуникационный бизнес отличается особой динамичностью информационных и организационных бизнес-процессов. Это повышает риски рассогласованности в работе систем, возникновения ошибок в процессе обработки данных, объем которых значительно выше, чем в какой бы то ни было отрасли. Некорректность в работе систем оператора приводит к сбоям, способным оказать серьезное влияние на бизнес компании в целом. Поскольку деятельность телекоммуникационных структур основана на работе информационных систем и поддерживается ими, успешность и конкурентоспособность оператора определяются уровнем внутренней эффективности и качеством информационных потоков. Фиксация сетевой активности, преобразование информации о вызовах и расчет стоимости оказанных услуг должны производиться максимально корректно и эффективно. Процесс "осознания" размеров дохода оператора и деятельности, направленной на сбор оплаты за оказанные услуги, составляет цепочку формирования доходов. Здесь имеет смысл выделить следующие этапы: - регистрация оказанных услуг, создание коммутаторами данных о сетевой активности (xDR, ТАР-файлы и др.); - предварительная обработка данных об оказанных услугах для расчета их стоимости (работа mediation-платформы); - процессы тарификации оказанных услуг, выставления счетов абонентам и изменений их балансов (работа биллинга, IN-платформ); - сбор оплаты оказанных услуг по выставленным счетам (collection). Некорректная настройка сетевых устройств, несогласованность в работе информационных систем, ошибки биллинга, проблемы взыскания долгов по просроченным счетам, мошеннические действия абонентов-злоумышленников, недобросовестных партнеров или сотрудников - все эти факторы ослабляют финансовые и бизнес-позиции оператора связи, снижают доходность его деятельности. Например, если в результате ошибки в правилах mediation или рассинхронизированной работы сетевого оборудования оператор связи недополучает с каждого абонента по 10 центов в месяц, то нетрудно подсчитать, что годовые потери компании с миллионной абонентской базы составят уже 1,2 млн долл. Эти средства оператор мог бы потратить на развитие бизнеса, приобретение современного оборудования, развертывание перспективных маркетинговых кампаний. Кроме того, отражение дополнительной величины доходов в отчетных документах улучшило бы показатели финансовой устойчивости компании, повысило бы ее инвестиционную привлекательность и способствовало бы росту рыночной капитализации. Контроль качества фиксации информации о вызовах, обработки и передачи данных на всех этапах формирования оператором связи доходов, а значит - и предоставление гарантии отсутствия их потерь, обеспечивает концепция управления доходами (Revenue Assurance, RA). ............ |