ПРОГРАММА
По предмету
"КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС"
1. Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины – воспитание современного учителя-музыканта широкого профиля, обладающего высокой общей культурой, объемными знаниями в области музыкальной литературы, серьезного профессионала с хорошими концертмейстерскими навыками.
Задачи дисциплины
– развитие музыкальных способностей, мышления, воображения;
– формирование концертмейстерских умений (аккомпанирование; пение под собственный аккомпанемент; чтение с листа и транспонирование; объединение вокальной партии с сопровождением; подбор по слуху);
– развитие самостоятельности во всех видах концертмейстерской работы;
– накопление концертмейстерского репертуара для работы с детьми;
- формирование готовности к практической деятельности в школе.
Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре курса для пианистов и баянистов-аккордеонистов предусмотрена работа в фортепианном ансамбле и, соответственно, в ансамбле народных инструментов.
Рекомендуется проходить ансамбль на всем протяжении преподавания дисциплины и включать в программу зачета. Игра одного произведения в ансамбле может стать частью программы государственного экзамена по музыкальному инструменту.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
При подготовке специалиста необходимо организовать обучение следующим концертмейстерским навыкам:
– аккомпанирование солисту, ансамблю, хору;
– транспонирование, творческое обращение с нотным текстом;
– объединение аккомпанемента с партией солиста;
– подбор по слуху мелодий и аккомпанементов к ним;
кроме того, специальным концертмейстерским (педагогическим) умениям:
– управление при аккомпанировании детским хором-классом с использованием элементов дирижерской техники;
– исполнение-показ классу или солисту нового произведения с одновременным пением;
– разучивание нового произведения с солистом, хором-классом;
- самостоятельная работа с вокалистом, инструменталистом.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
Всего часов
Семестры
Общая трудоемкость дисциплины 140 5 Аудиторные занятия 30 30 Лекции - - Практические занятия 30 30 Семинары - - Лабораторные работы - - И (или) другие виды аудиторных занятий - - Самостоятельная работа 110 110 Курсовой проект (работа) - - Расчетно-графические работы - - Реферат - - И (или другие виды самостоятельной работы) - -
Вид итогового контроля
(экзамен, зачет)
экзамен Э
4. Содержание дисциплины
Содержание дисциплины по ГОС
Музыкально-исполнительские навыки аккомпанемента на примерах изучения произведений различных стилей, эпох, композиторов. Специфика исполнения аккомпанемента, вокальных и инструментальных произведений. Собственно исполнительская задача. ............