МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ В.И.ВЕРНАДСКОГО
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ НА ТЕМУ:
«Коррекция настроения и эмоционального состояния с помощью книг»
Выполнила: студ. Левицкая
Екатерина Владимировна
Специальность 7.01.0202
«Физическая реабилитация»
Курс 5, группа Р501
Проверил: Канд.мед.наук доцент
Кадомцев Георгий Михайлович
Севастополь 2007.
1 БИБЛИОГРАФИЯ
БИБЛИОГРАФИЯ (от греч. biblion - книга и ...графия): 1) информационная деятельность по подготовке и передаче информации о произведениях печати и письменности. Включает выявление произведений, их отбор по определенным признакам, описание, систематизацию, составление указателей, списков, обзоров литературы и др.2) Библиографическое пособие или совокупность библиографических пособий.[4]
Идея излечивать и корректировать настроение и эмоциональное состояние с помощью книг может быть прослежена в истории со времени возникновения первых библиотек Греции. Начиная с Платона и далее, люди предлагали для этого такое замечательное средство, как книги. В учебнике "Общая терапия" (1836) русского врача И.Е. Дядьковского чтение называется одним из главных средств психотерапии. Киевский библиотекарь П.П. Должников в 1849 году называет библиотеку "аптекой для души". В 1916 году русский писатель, библиограф и просветитель Николай Александрович Рубакин в Женевском педагогическом институте Ж.-Ж. Руссо основал новое направление в науке на стыке психологии и литературоведения - библиопсихологию.
Замечательным явлением изучения и создания системы воздействия литературы на читателя, не имеющим себе равных в мировой практике, являются работы российского книговеда, библиографа и писателя Н.А. Рубакина (1862-1946) («Среди книг» и др.) Многое в его работах не утратило своего значения и до настоящего времени. Метод библиотерапии ( лечения чтением), предложенный В.М.Бехтеревым, детально описан и обоснован К.И.Платоновым.[2] Основополагающими работами советского времени можно считать работы В.Е.Рожнова, И.З.Вельвовского и библиографию по библиотерапии А.М.Миллера. В 1979году А.М.Миллер предложил примерную схему подбора литературы в зависимости от психотравмирующей ситуации. Он считал важным создание фона «психологических опорных произведений», дающих больному на длительное время защиту и самозащиту от срывов и рецидивов.[3]
Приблизительный список жанров литературы, расположенных по степени их важности для библиотерапии: специальная медицинская литература, социальная научная литература, научно-популярная литература, философская литература, биографическая и автобиографическая литература, классическая литература, критическая литература и публицистика, юмористическая и сатирическая литература, афористическая литература, фольклор, сказочная литература, научно-фантастическая литература, детектив и приключенческая литература, драматургия, педагогическая литература, юридическая литература, узкопрофессиональная литература, прочая и случайная литература.[1]
Произведения должны быть тщательно классифицированы.
Обычно неспецифическая библиотерапия включает в себя определённый, хорошо известный психотерапевту малый список книг (или только главы из них) медицинской, психологической, специальной литературы, достаточно простых, гарантирующих ясное, лёгкое понимание. ............