Часть полного текста документа:Краткие заметки об общинах ессеев и терапевтов О маленькой общине египетских евреев под названием терапевты сохранилось только одно свидетельство - это сочинение Филона Александрийского "О созерцательной жизни". Многие исследователи считали и до сих пор считают терапевтов частью ессейского движения. А о ессеях сохранилось значительно больше свидетельств: помимо Филона о них писали еще Иосиф Флавий, Ипполит в "Опровержении всех ересей" и даже Плиний Старший в своей "Естественной истории". Интерес к ессеям и терапевтам вызывается в первую очередь тем обстоятельствам, что их связывали с первоначальным христианством. Чтобы выяснить, что собой представляли эти общины и насколько они близки между собой, давайте просмотрим свидетельства этих древних авторов. Сначала напомню, что еврейская эмиграция из Палестины в Египет началась еще в VI веке до Р.Х. При Птолемеях поток еврейских поселенцев значительно возрос, так что к моменту римского завоевания Египта евреи уже расселились по всей стране. Наибольшее количество евреев сконцентрировалось в Александрии, где по свидетельству Филона Александрийского они занимали два городских квартала из пяти. Евреи были лояльными сторонниками Птолемеев, а затем и римлян, и получили еще от Птолемеев право жить в соответствии с законами предков. Они жили в замкнутых общинах, имели свои законы и обычаи, установления и должностных лиц. Строго следилось за соблюдением всех основных законодательных и религиозных норм иудейства: обрезание, суббота, посты, чистота пищи и т.д. Но эллинистическое окружение не могло не сказаться на жизни даже замкнутых общин. Постепенно верхушка еврейской диаспоры, а затем и рядовые члены восприняли греческий язык. Был осуществлен перевод Библии на греческий язык, а арамейский язык к I веку до Р.Х. был практически полностью вытеснен из деловой и повседневной жизни. Все это создало предпосылки для восприятия египетскими евреями идей греческой философии, хотя к греческой религии, мифологии и мистериям они относились резко отрицательно. Рассмотрим вначале сообщение Филона о терапевтах. В самом начале своего трактата Филон сообщает, что он будет описывать тех, кто предпочел созерцательную жизнь, в отличие от ессеев, которые вели жизнь трудовую. Он называет терапевтов теми, "кто посвятил свою жизнь и себя науке и созерцанию природы согласно священным предписаниям пророка Моисея". Филон сообщает о том, что терапевты перед вступлением в общину отдают свое имущество родным и близким, но совершенно не касается вопроса о том, каким способом они добывали себе средства для ведения хотя бы самого скромного существования. Расставшись с имуществом, терапевты без оглядки бежали от прежней жизни, избегали городов и селились в пустынных и уединенных местах. Согласно Филону терапевты селились по всему Египту, но их центром была колония, расположенная в окрестностях Александрии около Мареотидского озера. Смысл слова "терапевты" Филон раскрывает как врачевателей душ от всевозможных пороков и страстей и как почитателей Бога. На представлениях терапевтов о Боге Филон останавливается мельком, сообщая, что они почитают "Сущего, что лучше блага, чище единицы и первоначальнее монады". ............ |