Часть полного текста документа:Крестовский Всеволод Владимирович (1840 - 1895) Александр Репников, Москва К 165-летию со дня рождения писателя, офицера, военного корреспондента, автора романов "Петербургские трущобы" и "Вне закона" Долгое время отечественные телезрители следили за приключениями героев телесериала "Петербургские тайны", поставленного по роману Всеволода Владимировича Крестовского "Петербургские трущобы", который неоднократно переиздавался в последние годы. Благодаря телевизионной постановке Крестовский известен сейчас как "автор одного романа". Такая же участь постигла его и при жизни, а между тем Всеволод Владимирович написал ряд произведений, сохранивших свою актуальность и до сегодняшнего дня. Всеволод Крестовский родился 165 лет назад - 11 февраля 1840 года. Он происходил из старинного, но разорившегося дворянского рода. Еще в гимназии он начал писать стихи и рассказы. Один из них "Вдовушка" попал в руки инспектору гимназии, был найден скабрезным и предан сожжению. Самому Крестовскому было приказано больше не заниматься пустяками, но к счастью, он продолжал писать. После окончания гимназии его произведения печатаются в "Отечественных записках", "Русском слове" и других журналах. Литературный успех пришел к Крестовскому после того, как был опубликован его роман "Петербургские трущобы", увидевший свет в журнале "Отечественные записки" в середине 60-х гг. Роман был написан на богатом фактическом материале. Что бы изучить жизнь обитателей трущоб, Крестовский совершал путешествия в городские вертепы, и злачные места, что было далеко не безопасно. Один раз он, даже провел ночь в полиции, после посещения трактира, где в момент его присутствия произошла драка между ворами. Читающая публика восприняла роман как увлекательное авантюрное произведение. Но сам автор надеялся, что его произведение, прежде всего, "заставит читателя призадуматься о жизни и участи петербургского бедняка". В обращении к читателю романа он задавался вопросом: "Отчего эти голод и холод, эта нищета, разъедающая в самом центре промышленного богатого и элегантного города, рядом с палатами и самодовольно - сытыми физиономиями? Как доходят люди до этого позора: порока, разврата и преступления?" 1. Этот же вопрос вполне можно задать и сегодня. Важное место в творчестве Крестовского занимала национальная проблематика. Так, в незавершенной трилогии "Тьма Египетская", "Тамара Бендавид" и "Торжество Ваала" затрагивался "еврейский вопрос". Характерно, что, по словам самого автора, у него ушло "до десяти лет на изучение библии, талмуда и проч., не говоря уже о личном, практическом знакомстве с еврейским бытом и миром" 2. Крестовский "считал необходимым подковаться... на четыре ноги", прежде чем приступать к такой острой теме. Публикация трилогии в "Русском вестнике" натолкнулась на сопротивление редактора журнала М.Н. Каткова, и только после его ухода стало возможно напечатать произведение полностью. Переизданная в 1993 г. книга и поныне пользуется вниманием читателей. Найти ее в продаже практически невозможно. Роман Крестовского "Кровавый пуф", состоящий из двух произведений: "Панургово стадо" и "Две силы" был переиздан 1995 году. Он имеет подзаголовок "Хроника нового смутного времени Государства Российского" и затрагивает "польский вопрос". ............ |