План
Введение
1. Литературные памятники: от мифологии - к духовной жизни гражданина
2. Крылатые выражения мифов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Мифология (греч. mathos – повествование, сказание и logos – учение, слово) – 1. – Фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. Миф – возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества древнего общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. В мифологии отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. Образы мифологии в различном осмыслении часто используются искусством. 2. Мифология – наука, изучающая мифы, их происхождение и отражение в них действительности.[1]
С начала 19 в. сложилась мифологическая школа, сторонники которой (бр. Гримм, Кун, А.Н. Афанасьев и др.) рассматривали мифологию как поэтическое олицетворение и объяснение непонятных небесных явлений – движение солнца, звезд, фазы луны, гроза, ветер и пр.; они склонны были даже в народных сказках, в обрядах видеть миф. [2]
Оказалось, что мифология есть или была у всех народов земного шара. Пожалуй, наиболее известны мифы Древней Греции и Рима. Многие мифы использованы в литературе, немало выражений из них сегодня стали крылатыми. Изучению этого вопроса и посвящена эта работа.
1. Литературные памятники: от мифологии - к духовной жизни гражданина
Величайшим памятником являются произведения Гомера. Ему со времен античности приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи» и других произведений. Легенды рисуют Гомера слепым, странствующим певцом, одним из аэдов, сочинявшим и исполнявшим эпические песни под аккомпанемент музыкального инструмента.
За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов. Полуфантастический образ Гомера породил в науке так называемый гомеровский вопрос, из проблемы авторства (до сих пор дискуссионной) выросший до совокупности проблем, касающихся происхождения и развития древнегреческого эпоса. В том числе соотношения в нем фольклора и собственно литературного творчества.
«Илиада» (поэма об Илионе, т.е. Трое) возникла на основе преданий о Троянской войне. Написана особым стихотворным размером, гекзаметром. В «Илиаде» около 15700 стихов. Одно из самых знаменитых мест в «Илиаде» слова троянского героя Сарпедона, обращенные к другу перед битвою. Пример:
Друг благородный! Когда бы теперь отказавшись от брани,
Были с тобой навсегда нестареющи мы и бессмертны,
Я бы и сам не летел впереди перед воинством биться,
Я и тебя бы не влек на опасности славного боя.
Но и теперь, как всегда неисчетные случаи смерти
Нас окружают, и смертному их не минуть, не избегнуть.
Вместе вперед! Иль на славу кому, иль за славою сами[3]!
Главный герой – Ахилл. Его гнев после оскорбления верховным вождем Агамемноном, - один из основных мотивов, организующих сюжетное единство поэмы.
Картины героических поединков чередуются с картинами мирной жизни в осажденной Трое и со сценами спора богов на Олимпе, не лишенного «снижающего» юмора. ............