Часть полного текста документа:Ксилографические печатные мастерские Т.Г. Куприянова, д. ист. н., профессор МГУП Ксилография была изобретена в глубокой древности в странах юговосточного региона, где ксилографическим способом с камня печатались ранние буддистские тексты. В VII-VIII столетиях вместо камня стали использоваться деревянные доски с вырезанным выпуклым рельефным изображением, с которых делались оттиски. Техника ксилографической печати проникла через Среднюю Азию в Египет, а оттуда в конце XIV в. попала в Германию, постепенно распространившись по многим странам. Печать с деревянных досок резко увеличила производительность - в среднем с одной доски можно было получить до двух с половиной тысяч качественных отпечатков, что существенно снижало затраты и стоимость. Из-за невысокой цены, а также из-за того, что простой контурный рисунок на злободневные темы, сопровождавшийся лаконичными подписями, был доступен для понимания даже малограмотными людьми, ксилографии получили широкое распространение в народной среде. С помощью ксилографии население европейских стран, особенно Германии и Голландии, где она распространялась особенно активно, постепенно начинает превращаться в читающие нации. Первоначально ксилографические оттиски печатались с одной стороны листа, которые затем склеивались между собой оборотными незапечатанными сторонами, что приводило к большому расходу дорогостоящей бумаги и сопровождалось выполнением лишних операций. Постепенно владельцы ксилографических мастерских наладили выпуск листов, запечатанных с двух сторон, хотя и этот способ печати имел свои недостатки - он удлинял процесс изготовления ксилографий, так как после того, как лист отпечатывался с одной стороны, его нужно было просушить и выгладить, после чего повторно пустить под пресс. Затраты на ксилографию также были сопряжены с тем, что отдельные части деревянных досокклише стирались, и оттиски получались нечеткими. В целях снижения себестоимости листов отработанные фрагменты досок заменялись новыми кусочками дерева с аналогичными изображениями. Невзыскательный вкус потребителей допускал неоднократное использование одних и тех же досок для изображения различных исторических событий и персонажей. Ученые связывают это с тем, что человек того времени не придавал серьезного значения достоверности изображения - достаточно было выдержать сюжетную линию. Представляется, это не единственная причина подобного отношения к ксилографии. Изготовление деревянной печатной формы сопряжено с высокими затратами: в случае, если мастер допускал погрешности, вырезая рельефное выпуклое изображение, доска делалась заново. Во-первых, это снижало производительность труда в мастерской, во-вторых, замедляло процесс производства. Задача осложнялась тем, что помимо изображения ксилографии содержали краткие тексты, которые в отдельных случаях вносились от руки. Наряду с ксилографией начинает развиваться углубленная гравюра на меди, первые оттиски которой датируются 1446 г. В дальнейшем в технике резной гравюры работали такие выдающиеся мастера, как А. Дюрер, Г. Гольциус, М. Шонгауэр, У. Граф, М. Раймонди. Художественные возможности гравюры на меди во многом превосходят ксилографию, однако, несмотря на ее явные достоинства, владельцы мастерских предпочитали именно ксилографию в силу того, что ее можно было печатать одновременно с текстом, в то время как гравюра печаталась на отдельных листах, которые затем вклеивались в книгу. Под влиянием возросших требований к оформлению книг владельцы ксилографических мастерских начинают привлекать профессиональных художников-рисовальщиков и резчиков гравюр. ............ |