Реферат по предмету: «Культурология»
Тема: «Культура как социальное явление»
П Л А Н
1. Деятельностный подход в изучении культуры.
2. Понятие «культура».
3. Структура культуры.
4. Функции культуры.
5. Искусство в системе культуры.
6. Список используемой литературы.
Вне философской рефлексии культура может быть осознана лишь в виде отдельных ее проявлений, а не как социально-историческая и эстетическая целостность. Поэтому для определения сущности культуры я использую философско-эстетический анализ проблемы. При этом следует отличать историю представлений о культуре от истории самой культуры. Хотя ее «зачатки» обнаруживаются на самых ранних этапах развития общества, они не сразу получают адекватное отражение в сознании людей. Такое отражение становится возможным на более высоком уровне развития общества и самого человека. Пока жизнедеятельность людей зависела от неподвластных им сил природы, решающую роль в своей жизни они приписывали не самим себе, а обстоятельствам, которые они обожествляли, превращая в предмет религиозного почитания и культа. Природа наделялась специфическими человеческими чертами сознанием, волей, способностью предопределять ход событий. И лишь в результате последующего развития люди смогли осознать, что многое в их жизни зависит от них самих, от их собственной продуктивно-творческой деятельности. По мере такого осознания и вырабатывались первые представления о культуре.
1. Деятельностный подход в изучении культуры
Поскольку субъектом культуры является сама человеческая личность, сущность которой раскрывается через активное, творческое начало, заложенное в природе человека, то среди многообразия взглядов на сущность культуры и самого человека одним из наиболее плодотворных в науке является деятельностный подход. В отличие от животного, именно человек обладает способностью целенаправленно и сознательно взаимодействовать с природой и другими людьми. В то время как жизнедеятельность животных подчинена в большей степени их приспособлению к условиям окружающей среды обитания, деятельный труд человека носит продуктивный характер и направление на преобразование не только своего непосредственного окружения, но и себя самого. Жизнедеятельность животных словно запрограммирована к определенной и относительно стабильной экологической среде и отсюда ее одномерный характер, практически неизменный в пределах нескольких поколений.
Жизнь человека в значительной степени направлена на осмысление своего бытия, на постановку сущностных вопросов этого бытия. Что есть мир и что есть Я в этом мире? В чем истина бытия и Кому принадлежит эта тайна? Что есть Благо, Любовь? Что такое Счастье, Добро, Красота? Нескончаемая череда вопросов и попытки найти на них ответы. Поиском ответов и их символизацией посредством языка искусства, науки, религии, мифологии и других форм духовного бытия и занята культура на протяжении многих тысячелетий своей истории.
Человек – венец творения. Но всякий ли человек? Всегда ли он реализует свой талант или направляет свои усилия и волю на что-то иное? От чего зависит его свобода выбора? Является ли он творцом своей судьбы? От мифологических представлений и художественных образов в искусстве – до научных теорий и политических дискуссий в культуре каждого народа накоплено немало ответов на эти вечные вопросы.
Роль каждого вида духовной культуры здесь поистине неоценима. ............