Муниципальное общеобразовательное учреждение
Каменская средняя общеобразовательная школа № 1
с углублённым изучением отдельных предметов
имени Героя Советского Союза В.П.Захарченко
Каменского муниципального района
И.А.Суязова
КУЛЬТУРА РЕЧИ
(справочник для учителей и учащихся)
Каменка 2009
Данное пособие представляет собой словарь-минимум по культуре речи, который предназначен для учителей и учащихся общеобразовательных школ. Предлагаемое пособие включает в себя сведения о трудных случаях управления, список паронимов, краткий орфоэпический словарь наиболее употребляемых слов, информацию об окончании имён существительных в форме именительного и родительного падежа, множественного числа, о стилистическом использовании форм частей речи.
Пособие можно использовать на уроках русского языка, при подготовке к предметной олимпиаде, к ЕГЭ.
Ода русскому языку
О, бедный мой язык родной,
О, прелесть русской речи чистой!
Кто не глумился над тобой –
Шпана, чиновники, лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил:
«Облегчить, начать, взад, принял,
Правы, сочуйствовать, подключил».
Ну, ладно б жулик, или вор,
Иль алкаши и наркоманы,
Но педагог, но прокурор,
Но дикторы с телеэкрана!..
Рабочий и интеллигент
Родную речь, как шавку, лупят:
«Осужденный и инциндент,
Блага, сочуйствовать, оглупят».
Ну, ладно б только бюрократ –
Кувшинное тупое рыло.
Но журналист, но депутат
Язык недавно исказили.
От сердца я хочу воззвать
Ко всем, кто сын России верный:
Пора не начать, а начать
Язык наш очищать от скверны.
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите.
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохраните!
Е.Весник
Оглавление
1. Трудные случаи управления
2. Паронимы. Не путайте значение
3. Род имен существительных
4. Окончание имен существительных мн.ч в форме именительного и родительного падежа
5.. Стилистическое использование форм частей речи
6. Орфоэпия: это интересно!
7. Краткий словарь ударений
8. Вариативность падежных окончаний у имени существительного
9. Особые случаи согласования (координации) сказуемого с подлежащим
10. Список литературы
Таблица № 1
Трудные случаи управления
Одеть – кого? во что?
Одеть (нарядить, украсить)
надеть – на кого? что?
надеть (нанизать на себя, напялить)
Беспокоиться о ком - либо
тревожиться за кого-либо
Директор чего – либо
заведующий чем – либо
Жалоба на кого – либо
характеристика кого – либо
Оплатить что – либо
заплатить за что – либо,
уплатить за что – либо
Обращать внимание на что – либо
уделять внимание чему – либо,
Отчитаться в чем – либо
сделать отчет о чем – либо
Работа удовлетворяет требованиям
Отзыв о чем – либо
рецензия на что – либо
Превосходство над кем – либо
преимущество перед кем – либо
Свойственный, присущий кому – либо
характерный для кого - либо
точка зрения на что – либо
Уверенность в чем – либо
Вера во что – либо
Неверие во что – либо
Удивляться чему – либо
удивлен чем – либо
Играть роль
иметь значение
Окончил школу (вуз, работу и т.п.)
закончил дело, работу и т. ............