2004 г. Санкт-Петербург
Содержание:
I. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ
1. Факторы, влиявшие на развитие культуры
2. Общие черты
3. Новые явления в культуре Петровского времени
4. Просвещение и школа первой четверти XVIII века,
общие черты Петровской системы образования
5. Развитие научных знаний
6. Общественно-политическая и экономическая мысль Петровского времени
7. Литература Петровского времени
8. Развитие архитектуры при Петре I
9. Изобразительное искусство первой четверти XVIII века
10. Театр и музыка при Петре I
11. Итоги преобразований Петра I в культурной сфере
II. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В 20-Х – НАЧАЛЕ 60-Х Г.Г. XVIII в.
1. Просвещение и школа
2. Наука и техника
3. Географические исследования
4. Литература
5. Искусство
6. Развитие театра в России
7. Музыка
III. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.
1. Характерные черты русской культуры
2. Просвещение и школа в 60-90-х г.г. XVIII в.
3. Развитие научных знаний
4. Географические исследования и открытия
5. Историки второй половины XVIII в.
6. Литература
7. Архитектура
8. Искусство
9. Театр
10. Музыка
I. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ
1) Факторы, влиявшие на развитие культуры
Изменения в культуре были подготовлены предшествующим периодом развития, связанного с переходом от традиционной церковной замкнутости к светской культуре и науке. Этот период происходил позднее, чем в Западной Европе.
Характер, темпы и условия культурных преобразований зависели от активности государства, использовавшего насильственные методы для достижения цели – подготовки специалистов в разных отраслях культуры.
Именно государство определяло условия развития и существования культуры.
2) Общие черты
Культурные реформы были тесно связаны с процессом преодоления монополии церкви в духовной жизни, с преодолением национальной замкнутости, но религия продолжала играть большую роль в жизни людей.
На первый план выступал интерес к проблемам окружающего мира, обществу и человеку, к идее эволюционного развития. Менялось отношение к человеческой личности, и утверждался новый взгляд на человека: не знатность и богатство, а разум, воинские заслуги, служба государству определяли положение человека в обществе.
Проявился большой интерес к точным и естественным наукам, к развитию научных и культурных учреждений. Получили распространение рукописные и печатные книги.
Возникший новый механизм передачи культурных знаний (светские школы, гражданский шрифт и т.д.) способствовал демократизации культуры.
Наряду с сохранением старых традиций расширились связи с культурами других стран. В стране вырос интерес к античности, получил развитие художественный стиль барокко.
Духовная жизнь стала интенсивнее и разнообразнее, новая европейская культура проникла в верхи русского общества и не затрагивала основные массы населения страны, среди которого сохранилось влияние церкви на нравственные устои. ............