Оглавление
Введение 1. Культурология как гуманитарная наука 2. Анализ культурных явление и процессов 3. Основные функции культурологии Заключение Список литературы
Введение Цель работы: изучить предмет культурологии.
Задача: произвести анализ культурных явлений, а также ознакомится с функциями культурологии.
Мало кто знаком серьезно с культурологией. И причина здесь одна: мы имеем дело с новой, еще формирующейся наукой.
До недавнего времени культура изучалась, в том числе и в высшей школе, в рамках давно сложившихся научных дисциплин: искусствознания, литературоведения, языкознания, философии, истории и других. Предметом изучения традиционных наук являются различные конкретные сферы и проблемы культуры; искусство, язык; литература; право; мораль; материальная техника и технология и т.д.
Однако, постепенно выяснилось, что такой подход узок и не дает целостного представления о культуре как явлении сложном, многообразном, «разлитом» буквально во всех сферах общественной жизни. Так, сама жизнь, потребности общественной практики поставили вопрос о культурологии как науке о наиболее общих закономерностях развития культуры.
1. Культурология как гуманитарная наука
Становление культурологии как самостоятельной дисциплины - процесс долгий, имеющий большую историческую традицию. О вкладе философов, мыслителей Древнего мира, эпохи средних веков. Просвещения уже вкратце упоминали. Исследованием проблем культуры активно занимались философы более позднего периода, и особенно актуальна эта проблематика сегодня.
Активное движение к культурологии как самостоятельной дисциплине началось в философии XIX - начала XX веков". Следует отметить вклад в философскую культурологию Ф. Ницше и О. Шпенглера, М. Вебера и Г. Риккерта, Э. Гуссерля и М. Хайдеггера, 3. Фрейда и К.-Г. Юнга и многих других. Культурология и сегодня наука философская, а степень ее самостоятельности от философии достаточно призрачная, неоформившаяся. Русская мысль нашего времени долго оперировала понятием "философия культуры".
Американский культурантрополог Лесли Уайт (1900-1975) положил начало основам культурологии как самостоятельной области знаний, введя сам этот термин "культурология", а потом и самостоятельную учебную дисциплину. Науке же известны факты, что само введение понятия способно стимулировать исследования, что и произошло.
Суть же происшедшего - переход от осознания, вычленения, фиксации проблем, входящих в рамки предметности культурологии, к их систематизации, формирование достаточно определенной и довольно закрытой системы знаков, понятий, ее описывающей. Да, генетически, исторически культурология восходит к философии, но постепенно обретает черты научности. Тем более, что она опирается, в отличие от философии, на богатый эмпирический (фактологический) материал. Ведь формирование культурологии как отдельной сферы гуманитарного знания тесно связано с достижениями археологии, этнографии, антропологии, психологии, истории, искусствоведения, социологии и других наук. При этом, однако, трудно утверждать, что культурология вполне наука, т.е. наука в ее строгом смысле слова. Но это характерно для любой науки гуманитарного цикла: в отличие от естественнонаучного знания, знание гуманитарное более субъективно (ведь известно, что, сколько людей, а тем более ученых, столько мнений, особенно когда речь идет о таком сверхсложном предмете, как человек и общество). ............