Часть полного текста документа:Лапифы Лапифы (L a p i q a i)· фессалийское племя, обитавшее в горах и лесах Оссы и Пелиона; ведут свое происхождение от Пенея (бога одноименной реки в Фессалии), дочь которого Стильба родила от Аполлона сына Лапифа. Дети Лапифа - лапифы стали родоначальниками семей этого племени. В преданиях о лапифах (Diod. IV 69-70) тесно переплетаются исторические мотивы и мифология. Вероятно, существовало племя лапифов - одно из древнейших постпеласгических племен Фессалии, изгнанных, по преданию, дорийцами. Само название "лапифы" означает "каменные", "горные" или "дерзкие", имена их героев: Флегий ("пылающий"), Пирифой ("сияющий" или "быстрый, как струя"), Стильба ("сияющая"), Перифат ("сияющий окрест"), Фалер ("белый"), Астерион ("звездный"), Исхий ("мощный"), Леонтей ("львиный"), Коронида ("ворона"), Элат ("ель") и др. Лапифы родственны кентаврам (Лапиф и Кентавр - родные братья). Лапифы отличаются диким воинственным и независимым характером, который проявился во время их сражения с кентаврами, приглашенными на свадьбу Пирифоя с Гипподамией и побежденными лапифы (Ovid. Met. XII 210-523). Лапифы - участники калидонской охоты (Apollod. I 8, 2; Ovid. Med. VIII 303 след.) и похода аргонавтов (Apoll. Rhod. I 35-44). Их могущество было сломлено Эгимием - сыном Дора, родоначальника дорийцев, которому помогал Геракл. Гипсей · царь лапифов, отец нимфы Кирены, возлюбленной Аполлона. Иксион · царь лапифов в Фессалии, сын Флегия, брат Корониды. Иксион обещает своему будущему тестю Деионею большие дары за руку его дочери Дии. Когда Деионей после свадьбы требует обещанное, Иксион убивает его, столкнув в яму с пылающими углями. Так как совершено убийство члена семьи, никто не решается взять на себя ритуальное очищение Иксиона. Только Зевс, сжалившись над ним, очищает его, избавляет от безумия, постигшего его после убийства тестя, и даже допускает к трапезе богов. На Олимпе Иксион осмеливается домогаться любви богини Геры, и Зевс создает ее образ из облака, которое от соединения с лапифом рождает на свет чудовищное потомство - кентавра (или кентавров). Когда же Иксион начинает похваляться своей победой над Герой, Зевс велит привязать его к вечно вращающемуся колесу (по многим версиям мифа, огненному) и забросить в небо (Apollod. epit. I 20). По другому варианту, привязанного к огненному колесу Иксиона Зевс обрекает на вечные муки в тартаре. Наиболее ранняя литературная фиксация мифа об Иксионе - у Пиндара (Pind. Pyth. II 21 -48 и Schol.). В этом мифе очевидны рудименты древнего представления о силе стихий. Огненное колесо, к которому привязан Исхий, некоторые исследователи склонны возводить к представлению о перемещающемся по небосводу солнечном диске. Исхий · смертный, с которым нимфа Коронида изменила Аполлону, в то время как ждала от него ребенка. Боги жестоко наказали за это обоих: Аполлон пронзил тело возлюбленной одной из своих солнечных стрел, а затем сжег его, успев, однако, выхватить из горящего чрева Корониды младенца Асклепия, которого отдал впоследствии на воспитание кентавру Хирону; Исхий же был испепелен молнией. Кеней · великан-оборотень, лапиф, сын Элата (букв. "ель") (Ovid. Met. XII 497); во время битвы лапифов с кентаврами последние, не сумев убить неуязвимого Кенея, заживо погребли его, вдавив в землю громадными стволами деревьев (Apoll. ............ |