Часть полного текста документа:Лариса Рейснер Л. Поляк Рейснер Лариса Михайловна (1895-1926) - советская писательница, журналистка. Член ВКП(б) с 1918. Р. в Польше. Отец Р. - профессор государственного права, до 1905 - политический эмигрант. Высшее образование Р. получила в петербургском Психоневрологическом институте. Начало ее литературной деятельности - 1912-1913. Первым произведением Рейснер была пьеса "Атлантида" (альманах "Шиповник", 1913) - незрелая вещь с мифологическим сюжетом о юноше, обреченном на смерть и смертью своей спасающем человечество от гибели, - написанная в абстрактно-символических тонах под некоторым влиянием Л. Андреева. В 1915-1916 вместе с отцом Р., объединив вокруг себя группу молодых поэтов - В. Рождественский, В. Злобин, Л. Никулин и др., - издавала журнал "Рудин" (вышло 8 номеров), задачей которого было - "клеймить бичом сатиры, карикатуры и памфлета все безобразие русской жизни". Пораженческий характер, оппозиционная антиправительственная направленность журнала уживались с утонченно-эстетскими стихами, близкими символизму и отчасти акмеизму . Рейснер выступала под псевдонимами Л. Храповицкий, И. Смирнов и др. Перед нами автор то изысканного сонета, то революционного гимна, то сатирической заметки о профессорской схоластике, шаржа на проф. Туган-Барановского, пытающегося превратить "революционное учение марксизма" в "пасхального масляного барашка", то наконец автор критических статей (о Блоке, Северянине, Маяковском и т. д.). В 1916-1917 Рейснер - сотрудник интернационалистского журнала "Летопись" и газеты М. Горького "Новая жизнь". Р. - представительница той группы интеллигенции, которая с первых дней Октября без колебаний и до конца связала свою судьбу с судьбой рабочего класса. Героическая жизнь молодой писательницы запечатлена в ряде ее очерков, фельетонов, газетных заметок, путевых дневников. Биография писательницы сливается с биографией бойца-большевика. Р., комиссар Морского генерального штаба, в 1918-1919 - на Чехо-словацком фронте. Памятником этой эпохи является книга очерков "Фронт". Героизм самого автора, выступающего в роли разведчицы, пробирающейся в тыл к белым, скрадывается, затушевывается описанием героев Волжской флотилии, знаменитой обороны Свияжска и других эпизодов революционной войны. В 1920 Р. - в составе советской дипломатической миссии в Афганистане. Разоблачение колониальной политики английского империализма, изображение пробуждающейся стихийной классовой ненависти угнетенных афганских масс - таково содержание очерков Р., написанных в Афганистане (изданы в 1925). За пестротой красок, восточной экзотикой писательница-коммунистка видит темный и страшный быт "мертвого Востока", где на фабрике ("Машин-хане") "бьют палками по голым плечам,... где хозяин фабрики - вотчинный помещик, главнокомандующий, шеф полиции и абсолютный монарх в одном лице". В 1923 Р. - в Германии. Героическая борьба гамбургских рабочих отражена в одном из наиболее удачных и популярных произведений Р. - "Гамбург на баррикадах" (1924). Описание самого восстания перемежается с портретами революционных борцов. В плане контраста задуманы публицистически заостренные очерки-фельетоны "В стране Гинденбурга", где изображению крупнейших предприятий германской капиталистической индустрии, ее промышленных королей противопоставлено описание "концентрационного лагеря нищеты" - армии безработных. ............ |