Часть полного текста документа:Ленд-лиз: сколько же мы должны? Н.Бутенина 15 мая 1940 г., в тяжелейшее для Великобритании время, премьер-министр страны Уинстон Черчилль обратился к президенту США Франклину Рузвельту с предложение о предоставлении Англии "во временное пользование 40 или 50 старых эсминцев" в обмен на британские военно-морские и воздушные базы в Атлантическом океане. Этим письмом Черчилль подбрасывал американцам идею использовать во взаимоотношениях между двумя странами схему аренды, или, как это было бы названо сейчас, оперативного лизинга. Рузвельт сразу обратил внимание на предполагаемую особую форму арендных отношений, которая к тому времени уже имела прецеденты в американской истории. Сделка "эсминцы на базы" состоялась ровно через три месяца. Черчилль предлагал американскому президенту три варианта взаимодействия: безвозмездная передача; осуществление поставок на прежних условиях оплаты наличными; лизинговые отношения или аренда оборудования. Первый вариант был для Англии наиболее предпочтительным. Однако, в отношении как первого, так и второго вариантов Черчилль не строил особых иллюзий, хорошо зная Рузвельта и его возможности в Конгрессе. Наиболее реальным представлялся третий - организация взаимоотношений между двумя странами на основе аренды или лизинга. Для Рузвельта это тоже был наиболее приемлемый способ взаимодействия между двумя англо-говорящими странами, поскольку анализ общественного мнения и различные политические дискуссии, проводимые в стране, показали большую выгоду сдачи вооружения в аренду по сравнению с предоставлением кредитов. Кроме того, применение новой ленд-лизовской программы давало возможность не только открыть в США новые рабочие места, но и оказывать серьёзное влияние на политику государств - получателей помощи. На американцев больше всего подействовала та форма, в какую облёк предложение о предоставлении помощи Рузвельт: "Представьте себе, что загорелся дом моего соседа, а у меня на расстоянии 400 - 500 футов от него есть садовый шланг. Если он сможет взять мой шланг и присоединить к своему насосу, то я смогу помочь ему потушить пожар. Что же я делаю? Я не говорю ему перед этой операцией: "Сосед, этот шланг стоил мне 15 долларов, тебе нужно заплатить за него 15 долларов". Нет! Какая же сделка совершается? Мне не нужны 15 долларов, мне нужно, чтобы он вернул мне мой шланг после того, как закончиться пожар". По распоряжению президента в министерстве финансов стала постепенно создаваться рабочая группа по разработке законопроекта о ленд-лизе. К работе подключили сотрудников военного и военно-морского министерств. 10 января 1941 г. в Сенате и Палате Представителей начались слушания по новому законопроекту. По распоряжению президента в министерстве финансов стала постепенно создаваться рабочая группа по разработке законопроекта о ленд-лизе. К работе подключили сотрудников военного и военно-морского министерств. 10 января 1941 г. в Сенате и Палате Представителей начались слушания по новому законопроекту. 11 марта 1941 г. Закон о ленд-лизе был подписан, а уже 27 марта Конгресс США санкционировал первое ассигнование на военную помощь в размере 7 млрд. долл. Таким образом, Закон заработал сразу же после принятия. Регулирование расчётов осуществлялось в соответствии со следующими принципами: 1) поставленные материалы: машины, различная военная техника, оружие, другие предметы, уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, - не подлежали оплате; 2) имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, полагалось оплатить полностью или частично на основе представленных США долгосрочных кредитов; 3) Закон предусматривал и возможный отказ в снабжении материалами по причинам секретности (в первую очередь, оборудования) и первоочередном удовлетворении нужд собственных вооружённых сил; 4) сохранившиеся военные материалы оставались у страны-получателя, но правительство США оставляло за собой право истребовать их; 5) оборудование, производство которого не было завершено к концу войны, и ленд-лизовские материалы, находящиеся на складах правительственных учреждений США, могли приобретаться странами, для которых они заказаны, с предоставлением американского долгосрочного кредита; 6) срок поставок по закону устанавливался первоначально до 30 июня 1943 г., а затем ежегодно продлевался. В соответствии с этими условиями правительство США заключало соглашения с союзными странами. ............ |