Часть полного текста документа:Лидерство без творчества... Возможно ли это? Креативность и лидерство - очень близкие по своей сути слова. Руководители компаний время от времени задаются вопросом: как выявить свой неиспользованный творческий потенциал и овладеть техниками личностного развития? Как лучше управлять своей жизнью и бизнесом? О сочетании и развитии творческих способностей и лидерских качеств рассказывает доктор философских наук Питер ВРИЦА. - Вы автор многих работ, посвященных проблеме творчества и лидерства. Вы действительно считаете, что лидер всегда креативен? - Прежде всего давайте поясним, что мы имеем в виду, когда говорим о лидере. Лидер - это не всегда руководитель, как это привыкли видеть в России. Он может занимать определенную должность, но чтобы быть лидером, недостаточно просто быть на позиции лидера. Нужно иметь определенные качества: лидеры должны быть гибкими в общении и поведении, а без творческого подхода это невозможно; им нужно уметь применять разные стили лидерства в разных обстоятельствах, а это тоже своего рода искусство. Когда компания стабильна, не стремится к развитию и ничего неожиданного с ней не происходит, можно занимать лидирующую позицию, и не иметь воображения, потому что с ординарными ситуациями легко справиться одним и тем же привычным способом. Но если контекст, обстановка и сама компания меняются, то для того, чтобы реагировать на эти изменения, нужен творческий подход. Зачастую лидер видит, что возможно и необходимо сделать для достижения цели; но он настолько погружен в идею, что нередко окружающие, которые не успевают за ходом его мысли, становятся помехой на его пути. Очень важно, чтобы он научился делиться своим видением с окружающими, чтобы люди вдохновлялись и поддерживали его. Так он не просто будет лидером, но и создаст лидеров в своем окружении. - Некоторые компании взяли себе за правило - каждые пять лет менять руководящий состав среднего звена по причине того, что предыдущий исчерпал свой творческий потенциал. Правилен ли такой подход? - Я считаю это растратой, потому что люди, работающие в компании, - ваш основной ресурс. Каждый из них нуждается в том, чтобы расти и обучаться чему-то новому. Если сотрудники слишком долго задерживаются на одном уровне, они перерастают его. Конечно, сотрудники должны расти и развиваться вместе с компанией. Главное - вовремя распознать, какой именно опыт для этого потребуется. Если вы отказываетесь от опытных сотрудников, это означает, что вы перешли в разряд эксплуатирующей организации. Это недальновидно. В долгосрочном плане, если люди почувствуют, что их используют и не планируют дать им ничего взамен, вы породите систему, в которой все будет основано на страхе, где каждый будет бояться, что его выгонят. До какой-то определенной точки они будут работать именно с таким настроем, не показывая ни положительных, ни отрицательных результатов. Однако подобная стабильность не ведет к росту, как можно было бы подумать, а рост, в свою очередь, не предполагает стабильности. Если вы хотите стать компанией стабильной, зрелой и мудрой, тогда она в конечном итоге будет ограниченной и не способной к развитию. - Какова основная тенденция, которой придерживаются успешные компании? Как завоевать и сохранить свое лидерство в бизнесе? - Многие крупные компании в последние годы стараются внедрить такого рода рассредоточенное лидерство, в котором каждая команда получает определенную самостоятельность в принятии решений и ведет какой-либо определенный участок работы. ............ |