Часть полного текста документа:Ликвидация юридических лиц по искам налоговых органов Г. Титова, Минфин России Пунктом 3 ст.61 "Ликвидация юридического лица" Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации. 1. Инспекция МНС России обратилась в арбитражный суд с иском к индивидуальному частному предприятию о его ликвидации на основании п.2 ст.61 ГК РФ, мотивируя это требование, в частности, тем, что предприятие не привело организационно-правовую форму в соответствие с действующим законодательством (согласно п.5 ст.6 Федерального закона от 30.11.94 г. N 52-ФЗ (с изм. и доп. от 16.04, 26.11.01 г.) "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предприятия подлежали до 1 июля 1999 г. преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации. По истечении этого срока предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, налогового органа или прокурора). Решением суда в иске было отказано, федеральный арбитражный суд округа решение оставил без изменения, в протесте предлагается данные судебные акты отменить и дело направить на новое рассмотрение. В постановлении президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 17.07.01 г. N 9927/00 указано, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, предприятие прекратило свою деятельность, не находится по адресу, указанному в учредительных документах, место нахождения его установить невозможно и по счетам предприятия в течение последних 12 месяцев не проводились операции, в связи с чем суд сделал вывод о том, что предприятие является отсутствующим должником и его ликвидация должна осуществляться в соответствии со ст.180 Федерального закона от 8.01.98 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Президиум ВАС РФ указал, что выводы суда ошибочны, поскольку основаны на неправильном применении Закона. Судами не приняты во внимание положения ст.186 указанного Закона, в соответствии с п.5 которой не могут быть признаны банкротами предприятия, к которым применяются нормы о казенных предприятиях согласно п.5 ст.6 Закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Индивидуальное (семейное) частное предприятие не может быть признано банкротом, поскольку к нему применяются нормы ГК РФ о казенных предприятиях, основанных на праве оперативного управления, и, следовательно, такие предприятия подлежат ликвидации в порядке, предусмотренном ст.61-63 ГК РФ. При недостаточности у ликвидируемого предприятия имущества для удовлетворения требований кредиторов субсидиарную ответственность по его обязательствам в соответствии с п.5 ст.115 ГК РФ несет собственник имущества этого предприятия. ............ |