Часть полного текста документа:МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Лобастова Алла группа 301а заочное отделение Оглавление Оглавление 2 Понятие Бога в Учении Спинозы 4 I. Всеединство Бога 4 1. Субстанциальность и причинность Бога 4 2. Имманентная причинность Бога. 6 3. Свободная причинность Бога: свобода и необходимость. 6 II. Безличность Бога. 8 1. Свобода от всякого определения. 8 2. Воля и разум, как определяющие свойства. 10 3. Бог и природа. 11 Ш. Антагонизм между понятием Бога у Спинозы и другими религиями. 12 Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677), великий голландский мыслитель, уже в юношеских сочинениях сформулировал главный для себя философский вопрос: возможно ли истинное человеческое счастье, и если да, то в чем оно состоит и как его достичь? Всю жизнь Спиноза посвятил исследованию этого вопроса. Будучи страстным приверженцем философии Декарта, он, во-первых, исходил из идеала математической строгости в применении разума. Во-вторых, как и Декарт, Спиноза считал, что всякое познание следует начинать с метафизических вопросов. Ход его рассуждений таков: очевидно, что человек не самодостаточен, а включен в мировое целое. Следовательно, вопрос о том, что составляет счастье и как его достичь, может быть решен только после выяснения природы всего, что есть, в целом. Центральным пунктом своей философии Спиноза сделал тождество Бога и природы, которую он понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование какого-либо другого начала, и тем самым как причину самой себя (cause sui). Настоящий реферат посвящен именно этой теме. В основу реферата положен научный труд, возможно монография, немецкого историка и философа Куно Фишера "Спиноза. Его жизнь и труды". К сожалению, издательские реквизиты этой интересной книги утеряны. Можно предположить, что она была издана в конце XIX - начале XX века и написана приблизительно в это же время. Понятие Бога в Учении Спинозы I. Всеединство Бога 1. Субстанциальность и причинность Бога В методологическом строении учения Спинозы читатель познакомился с духом, который руководит всеми его понятиями и устраняет всякую мысль, противоречащую причинной связи. Мир, рассматриваемый в этом свете, есть не система целей, а вечная система следствий; вещи не имеют целей, к которым бы они стремились сознательно или бессознательно, а имеют лишь основания, по которым они следуют; поэтому они не должны также быть оцениваемы по целям или идеалам. Идеал это учение признает идолом, который имеет свое основание не в природе вещей, а лишь в человеческом воображении. Философия, которая сводит все к прототипам или конечным целям и выводит те или иные объяснения из них, является в глазах Спинозы антиподом всякого подлинного и истинного познания; поэтому он равнодушно и почти презрительно отворачивается от философии древности, которая в лице Платона и Аристотеля основала свои величайшие системы на понятии цели. Задача и метод решения даны: порядок вещей должен быть понят из его вечной причины, т.е. выведен из существа Бога. Отсюда первый вопрос: что есть Бог или как должно мыслиться существо Бога? Понятие, от которого зависит все необходимое познание, есть понятие причины. ............ |