ВВЕДЕНИЕ
Многим из нас когда-нибудь да доводилось брать напрокат, скажем, автомобиль, велосипед или лодку. Такие услуги населению предоставляются чаще всего на короткий срок — на день или неделю. Но в корпоративных финансах подобный "прокат" обычно оформляется на длительные сроки. Соглашение об аренде длительностью год или более, предусматривающее серии фиксированных выплат, называется лизингом.
Фирмы прибегают к лизингу как к альтернативе покупке оборудования с длительными сроками службы. Арендовано может быть любое имущество, включая электростанции, железнодорожные вагоны, грузовики, самолеты и суда, а также компьютеры.
Часто можно встретить упоминание о лизинговой отрасли. Это относится к арендодателям. Основные группы арендодателей представлены банками и независимыми лизинговыми компаниями, предлагающими разнообразные услуги. Некоторые действуют как арендные брокеры (устраивая арендные сделки), а также и как арендодатели. Другие специализируются на сдаче в аренду легковых автомобилей, грузовиков и стандартного промышленного оборудования. Они добиваются успеха, потому что могут покупать оборудование крупными партиями, успешно обслуживать его и в случае необходимости перепродавать за хорошую цену.
Цель данной работы – рассмотреть вопрос лизинга: проблемы, направления совершенствования, перспективы развития.
Лизинг: проблемы, направления совершенствования,
перспективы развития
Лизинг известен человеку с незапамятных времен. По мнению историков и экономистов, лизинговые сделки заключались еще задолго до новой эры в древнем государстве Шумер. Раскрытие сущности лизинговой сделки восходит к далеким временам Аристотеля (384/383-322 гг. до н. э.). Он рассматривал идеи лизинга в своем трактате "Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности". Основной идеей этой работы является то, что не обязательно для получения дохода иметь в собственности какое-либо имущество, достаточно лишь иметь право пользования им и в результате этого получать доход.
Лизинг в древние времена не был ограничен арендой конкретных типов собственности. В истории существуют факты, когда арендовались не только различные типы сельскохозяйственной техники и ремесленного оборудования, но даже военная техника.
В Венеции в XI веке существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: жители этого города сдавали в аренду очень дорогие по тем временам якоря владельцам торговых судов и торговцам. По окончании плавания якоря возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.
В начале XX века многие железнодорожные лизинговые компании осознали, что возрастающее число грузоотправителей не желает осуществлять долгосрочное управление или монопольное использование вагонов, что предусматривало предоставление оборудования в трастовое (доверительное) пользование. Вместо этого они требовали лишь краткосрочного его использования. Лизинговые компании стали предлагать контракты с более коротким сроком действия. По окончании контракта вагоны возвращались арендодателю, который сохранял за собой право собственности на это имущество. Такие арендные договоры заложили начало операционного лизинга.
В это же время стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. ............