Часть полного текста документа:Ломоносов и основание Академии художеств И. А. Пронина Роль Академии наук в развитии русской художественной школы во второй четверти XVIII в. до сих пор недостаточно ясна и потому оценивается по-разному. Все еще не изучен процесс формирования художественно-образовательного центра в системе Академии наук. Расплывчаты хронологические границы и нет единства в обозначении этого учреждения, бурно развивавшегося в "социетете художеств и наук". Его называют: "старой Академией Художеств" (Д. Ровинский), "художественными классами" и "первоначальной Академией художеств" (Н. Врангель), "художественным департаментом" и "академией художеств" (Н. Молева и Э. Белютин), "художественными мастерскими" и "художественным отделением" (М. Алексеева). Н. Н. Врангель разграничил так называемые художественные классы и "первоначальную Академию художеств" 1733 г., точнее - чрезвычайной конференцией на тему: "Потребна ли Академия художеств при Академии наук?" (Н.Н.Врангель. Первые годы академической школы.- "Русская академическая художественная школа в XVIII веке". М.-Л., 1934, стр. 14.) Н.М.Молева и Э.М.Белютин такой переломной датой считают 1747 г., когда академический регламент упрочил положение художественного "департамента" и, согласно ему, последний стал называться официально "академией художеств"(Н.Молева и Э.Белютин. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. М., 1956, стр. 53.). Не рассмотрен поныне интереснейший вопрос о борьбе, развернувшейся в Академии наук в связи с формированием в ее недрах первой Академии художеств. И потому не поставлены смежные вопросы: о роли М. В. Ломоносова в академической борьбе против "художеств", отягощавших "ученый корпус", и в основании второй Академии художеств при Московском университете; а также о причинах девятилетнего существования в С.-Петербурге двух академий художеств. Предположение И. Э. Грабаря о том, что Академия художеств при Московском университете основана "по почину Ломоносова"(И.Э.Грабарь. У истоков классицизма.- "Ежегодник института истории искусств" (1956). М., 1957, стр. 313.) - не было сколько-нибудь аргументировано и потому не получило поддержки исследователей, оставшихся при осторожном предположении, что "елизаветинская Академия" основана Шуваловым, "вероятно, не без воздействия Ломоносова" (Н.Н.Коваленасая. Русский клаееи-цизм. М., 1964, стр. 75.). Возникновение и реализация идеи об учреждении Академии художеств при Московском университете издавна всецело связывались с именем И. И. Шувалова. С. П. Яремич, восторженно характеризуя деятельность придворного мецената, утверждал, что Шувалова "упорно занимала мысль о создании самостоятельного русского искусства, так же, как он лелеял мечту о самостоятельной русской науке" (С.П.Яремич. Основание Академии Художеств. Президентство И. И. Шувалова.- "Русская академическая художественная школа в XVIII веке", стр. 51.). Но мера участия Шувалова в осуществлении его "мечты"- Московского университета - ныне определена точно. Иное - в отношении так называемой шуваловской Академии, точнее -"Московской" Академии художеств. Смерть Петра I помешала реализации проектов А. К. Нартова и Л. Ка-равакка, предлагавших учредить специальный художественно-образовательный центр. И в соответствии с первоначальной идеей о "социетете художеств и наук" Академия художеств возникла в системе учреждений Академии наук "для возращения художеств и для обучения". ............ |