Часть полного текста документа:Луи Себастьян Мерсье. Картины Парижа Авторское предисловие посвящено сообщению о том, что интересует Мерсье в Париже - общественные и частные нравы, господствующие идеи, обычаи, скандальная роскошь, злоупотребления. "Меня занимает современное мне поколение и образ моего века, который мне гораздо ближе, чем туманная история финикиян или египтян". Он считает нужным сообщить, что сознательно избегал сатиры на Париж и парижан, так как сатира, направленная на конкретную личность, никого не исправляет. Он надеется, что сто. лет спустя его наблюдения над жизнью всех слоев общества, живущих в огромном городе, сольются "с наблюдениями века". Мерсье интересуют представители разнообразных профессий: извозчики и рантье, модистки и парикмахеры, водоносы и аббаты, офицерство и банкиры, сборщицы подаяний и учителя, словом, все, кто разными способами зарабатывает себе на жизнь и дает другим возможность существовать. Университетские профессора, например, умудряются привить ученикам отвращение к наукам, а адвокаты, из-за неустойчивых законов, не имеют возможности задуматься об исходе дела, и идут в том направлении, куда их влечет кошелек клиента. Зарисовки Мерсье - это не только городские типы и обыватели, но и портрет города. Лучшая панорама, по его мнению, открывается с башни "Собора богоматери" (Лицо большого города). Среди "картин" можно найти Улицу Урс и Улицу Юшетт, Сите и Остров Людовика Святого, Сент-Шапель и Церковь святой Женевьевы. Он живописует те места, куда собирается на гуляния весь Париж - Пале-Рояль и Лон-Шан. "Там собираются и дешевенькие кокотки, и куртизанки, и герцогини, и честные женщины". Простолюдины в праздничной одежде смешиваются с толпой и глазеют на все, на что следует смотреть в дни всеобщих гуляний, - красивых женщин и экипажи. В таких местах автор делает вывод, что красота не столько дар природы, сколько "сокровенная часть души". Такие пороки, как зависть, жестокость, хитрость, злоба и скупость, всегда проступают во взгляде и выражении лица. Вот почему, замечает писатель, так опасно позировать человеку с кистью в руке. Художник скорее определит род занятий и образ мысли человека, нежели знаменитый Лафатер, цюрихский профессор, который столько написал об искусстве узнавать людей по их лицам. Здоровье жителей зависит от состояния воздуха и чистоты воды. Ряд очерков посвящен тем производствам, без которых немыслима жизнь гигантского города, но кажется, что их предназначение - отравление Парижа ядовитыми испарениями (Вытопка сала, Бойни, Тлетворный воздух, Ветеринарные ямы). "Что может быть важнее здоровья граждан? Сила будущих поколений, а следовательно сила самого государства, не зависит ли от заботливости городских властей?" - вопрошает автор. Мерсье предлагает учредить в Париже "Санитарный совет", причем в его состав должны входить не доктора, которые своим консерватизмом опасны для здоровья парижан, а химики, "которые сделали так много новых прекрасных открытий, обещающих познакомить нас со всеми тайнами природы". Доктора, которым писатель посвятил лишь одну "картину", не оставлены вниманием в других зарисовках. Мерсье утверждает, что доктора продолжают практиковать медицину старинными, довольно темными способами только для того, чтобы обеспечить себе побольше визитов и не давать никому отчета в своих действиях. ............ |