Федеральное агенство по образованию Российской Федерации
Саратовский государственный университет
имени Н.Г. Чернышевского
реферат
ЛЮБОВЬ - ЭРОС
г. Саратов 2008 г.
Содержание
Введение
1. Идейная композиция диалога Платона «Пир»
2. Два вида любви
3. Путь к совершенству
Заключение
Список используемых источников литературы
Введение
ПЛАТОН, древнегреческий философ (428 или 427 до н. э. — 348 или 347 до н.э.),
Западноевропейская любовная культура уходит своими корнями еще в античность. Одним из первых философов, развивавших тему любви, был древнегреческий философ Платон. В своих диалогах, таких, как «Федр», «Пир», Платон разрабатывает свою теорию любви. Любовь, по Платону, имеет два начала, которые находятся в человеке одновременно. Первое из них, влечение к удовольствиям, — это явление безнравственное, а второе. стремление к возвышенному, — это та самая возвышенная любовь, которой Платон более всего восхищается. Любовь в произведениях Платона — это явление идеальное, которое делает любящего человека гениальным, так как без конца он открывает в любимом человеке то, что скрыто от других, нелюбящих.
Тема - любовь как эрос - будет раскрыта мной в первую очередь на материале одного из наиболее известных и наиболее популярных диалогов Платона - "Пир". Это произведение Платон написал где-то в 380-375 годы. Платону в это время было около 40 лет.
"Пир" – произведение, задавшее большинство основных сюжетов последующих философских обсуждений любви.
Данный реферат состоит из введения, трех частей - I. Идейная композиция платоновского «Пира», II. Два вида любви, III. Путь к совершенству – заключения и списка используемых источников литературы.
Целью данного реферата является изучение произведения Платона «Пир», и раскрытие выбранной темы «Любовь – эрос».
1. Идейная композиция диалога Платона "Пир"
"Сюжетно" платоновский диалог предстает как череда позиций, высказываемых различными участниками застолья в речах, призванных восхвалить Эрота. Однако разные высказываемые точки зрения предстают лишь при внешнем восприятии трактата и понимании диалога как диспута. Каждая речь вносит свой вклад не только в этот первый из сохранившихся в истории симпозиумов, но и в развитие теории эроса. Нельзя определенно сказать, что в споре всегда рождается истина. Но здесь в дискуссии из разных мнений складывается цельная концепция любви.
Все собеседники как будто говорят об одном: любовь – это жажда целостности и стремление к ней.
Вот как развертывается рассуждение:
- любовь существует от века. Эрот - древнейший бог и как таковой - "источник величайших благ". Любовь – основа наикрепчайших уз между людьми (Федр. 179а);
- имея, видимо, в виду обычное представление о любви как влечении к другому, показывается, что природа и направленность любви могут быть различными (Павсаний);
- затем утверждается, что любовь именно соединяет (Эриксимах);
- затем уточняется: соединяет разъединенное, в этом смысле, воссоединяет (Аристофан);
- далее любовь соотносится с прекрасным и утверждается, что любовь – средоточие всех совершенств (Агафон);
- и, наконец, Сократ, поправляя Агафона, уточняет, что любовь есть стремление к благу, а именно, к совершенству;
- но это не "конец": Речь Сократа содержит в себе важное наставление Диотимы, в свое время, также данное в виде речи.
Симпозиум завершается еще одной речью – Алкивиада. ............