РЕФЕРАТ
по курсу «Экономика»
по теме: «Малый бизнес: проблемы становления и развития»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Определение групп малого и среднего бизнеса
1.2 Роль малого бизнеса в современной экономике
1.3 Современное состояние малого бизнеса в Российской Федерации
1.4 Основные проблемы функционирования и развития малого бизнеса
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
2.1 Система государственной поддержки малого предпринимательства
2.2 Негосударственные структуры поддержки предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства.
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Актуальность темы работы определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малый и средний бизнес выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения. Малый бизнес содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый «средний класс» – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА
Современная экономика имеет двухъярусную структуру: верхний ярус образуют большие монополии (корпорации, финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации), а нижний – предприятия среднего и малого предпринимательства (бизнеса). Число первых невелико (оно, как правило, исчерпывается перечнями 100-1000 компаний, обычно фигурирующих в широко известных финансово-экономических рейтингах). Число предприятий среднего и малого бизнеса в развитых странах достигает значительных величин (например, в США действует около 20 000 000 предпринимательских структур). При этом наблюдается характерная особенность: социально-экономический уровень страны прямо связан с числом хозяйствующих субъектов.
1.1 Определение групп малого и среднего бизнеса
Можно выделить количественный, качественный и комбинированный подходы к определению групп малого и среднего бизнеса (МСБ).
Количественные критерии, как правило, используются там, где требуется формальное четкое определение границ сектора малых и средних предприятий (МСП), в частности в законодательстве; для организации статистического наблюдения за сектором; при разработке программ развития.
В большинстве стран, выделяющих сектор малого предпринимательства или малого и среднего бизнеса, используются преимущественно три показателя:
численность работников;
годовой оборот (объем продаж);
валюта баланса[1].
Первые «Рекомендации Еврокомиссии об определении микро-, малых и средних предприятий» были приняты в 1996 году. ............