Часть полного текста документа: Маркетинг и качество Чтобы более полно представить значение маркетинга в управлении производством, необходимо обратиться к международным стандартам. В системе определения качества продукции, отвечающей требованиям международных стандартов ИСО серий 9000 и 9004 и охватывающей все стадии "жизненного цикла" продукции (в ИСО 9004 он называется "петля качества"), маркетинг играет ведущую роль. В соответствии с требованиями международных стандартов "жизненный цикл" продукции состоит из 11 этапов: - маркетинг, поиски и изучение рынка; - проектирование и (или) разработка технических требований, разработка продукции; - материально-техническое снабжение; - подготовка и разработка производственных процессов; - производство; - контроль, проведение испытаний и обследований; - упаковка и хранение; - реализация и распределение продукции; - монтаж и эксплуатация; - техническая помощь в обслуживании; - утилизация после использования. Следовательно, в целях соответствия международным стандартам система управления любого предприятия должна строиться с учетом перечисленных этапов "жизненного цикла", и ведущее место в системе управления должно быть отведено службам маркетинга. В рекомендациях по применению ГОСТов 40.9001-88 (ИСО 9001), 40.9002-88 (ИСО 9002) и 40.9003-88 (ИСО 9003) предусмотрено следующее. 1. Требования в области маркетинга Функция маркетинга, играющая ведущую роль в определении требований к качеству продукции, должна: - определять потребности в продукции (услуге); - давать точное определение рыночного спроса и области реализации, поскольку это важно для оценки сортности, требуемого количества, стоимости и сроков производства продукции (услуги); - давать четкое определение требований потребителя на основе постоянного анализа хозяйственных договоров, контрактов или потребностей рынка; - постоянно информировать в рамках предприятия о всех требованиях, предъявляемых потребителем. 2. Кратное описание продукции Функция маркетинга должна обеспечивать предприятие подробным официальным отчетом или руководящими указаниями по требованиям, предъявляемым к продукции, например, кратким описанием продукции, которое используется как исходные требования к проекту. Наряду с характеристиками самой продукции в числе элементов, включаемых в кратное описание продукции, могут быть следующие: - схема установки и монтажа; - приемлемые стандарты и законодательные регламенты; - упаковка; - обеспечение и (или) проверка качества. 3. Обратная связь с потребителями Функция маркетинга должна устанавливать на постоянной основе систему обратной связи и контроля получаемой информации. Вся информация, относящаяся к качеству продукции (услуги), должна анализироваться, сравниваться, интерпретироваться в соответствии с установленными процедуpaми. Она помогает определять характер и объем проблем, связанных с производством продукции (услуг), на основании опыта и пожеланий потребителя. ............ |