Часть полного текста документа:Маркетинговые войны на рынке web-дизайна Андрей Терехов Данный материал - краткое эссе о текущей ситуации на рынке разработки сайтов в Рунете, попытка рассмотреть ее через призму конкурентной борьбы основных игроков и тенденций развития рынка. А есть ли лидер? Общая ситуация на рынке Если спросить человека, недалекого от Интернета, кто в Рунете лидер в области web-дизайна - то в девяти случаях из десяти нам назовут студию Лебедева. Оно и понятно - бренд Лебедева является самым раскрученным не только в области разработки сайтов, но и в масштабах Рунета вообще. Остальных сильных игроков вроде Actis Systems, РБК-Софт, Defa Gruppe или ADV/web-engineering назовут гораздо реже. Размытость рынка Попытаемся понять, действительно ли на рынке есть ярко выраженный лидер? Посмотрим на цифры. Объем рынка разработки сайтов за прошедший год по нашим оценкам составил 85-90 млн. долл. Оборот студии Лебедева на этом же сегменте рынка порядка 4,5 млн. долл. То есть всего около 5% рынка. И это без учета фрилансеров. Что еще более интересно - обороты его ближайших конкурентов, студий пятерки лежат в пределах не менее 1,5 - 2млн. долл. А у Actis, так вообще сравнимая цифра - 3-4 млн. долл. Текущая ситуация показывает, насколько на самом деле размыт рынок, и насколько малы на нем доли так называемых "лидеров". По сути, на рынке не происходит никаких значительный событий. Кроме того, студия Лебедева работает в ценовом сегменте "Люкс", наиболее высоком для рынка. На автоответчике студии записано "Если кто-то предложил вам сделать сайт дороже чем мы, мы сделаем его еще дороже". Возникает довольно парадоксальная ситуация - лидером рынка является компания, которая делает эксклюзивные проекты для "богатых". На любом устоявшемся рынке такое распределение встречается крайне редко (глупо сравнивать обороты бренда Ролс-ройс с оборотом бренда Мерседес, согласитесь?). Это говорит о том, что рынок по сути еще не сформировался, и его может ожидать серьезное перераспределение. Применительно к студии Лебедева можно сказать, что либо компания сделает ставку на долю рынка и уйдет с "luxury"-сегмента (что вряд ли, принимая во внимание ее позиционирование), либо сильно проиграет по оборотам крупным игрокам среднего ценового диапазона, по-прежнему снимая "сливки" с крупных брендов. На рынке присутствует огромное количество игроков, большинство из которых работает в низком ценовом диапазоне. Связано это с низким порогом вхождения, а также невысоким уровнем грамотности заказчика и его полной дезориентации в рынке. Отсутствие профильных СМИ так же подливает масла в огонь, получить достоверную информацию довольно трудно. Толковых исследований и обзоров рынка - единицы. Проводя аналогии с театром военных действий, мы наблюдаем на рынке не сражение нескольких сильных армий, а сумбурную возню между собой нескольких тысяч партизан (некоторые из которых чуть упитаннее), действующих в одиночку. Абсолютно шикарную, на мой взгляд, цитату из Хармса в рамках ответа вопрос об общей ситуации на рынке и количестве игроков привел Алексей Персианов, директор ADV/web-engineering (www.adv.ru): "Одна старуха от чрезмерного любопытства вывалилась из окна, упала и разбилась. ............ |