Часть полного текста документа:Математика и стиховедение. Экспериментальная эстетика. Ярхо. Вяч.Вс.Иванов Андрей Белый, сочетавший широкие философские интересы с владением некоторыми математическими методами и практическими знаниями пишущего поэта, был первым, кто попытался внести строгие методы математической статистики в изучение русского стиха (хотя опыты количественной оценки античных метров и предпринимались раньше в классической филологии, они не носили систематического характера). В статьях, написанных в конце первого десятилетия ХХ-го века и включенных потом в его сборник статей "Символизм" (Андрей Белый 1910), Андрей Белый сформулировал постановку задачи и наметил основные выводы. Они в общих чертах на протяжении всего последующего столетия были подтверждены многочисленными работами стиховедов и математиков (Б.В. Томашевского, создавшего "русский метод" построения вероятностной модели стиха, К.Ф. Тарановского, А.Н. Колмогорова, М.Л. Гаспарова и др.). На основании простых статистических и вероятностных соображений, пользуясь данными о частотах слов в русской нестихотворной речи (например, в прозе), можно построить теоретическую модель русского стиха (скажем, четырехстопного ямба, которым в основном занимался Андрей Белый). В ней будут показаны те количественные соотношения между разными вариантами размера, которые вытекают из свойств языка, но могут существенно отличаться от поэтической практики. Согласно "русскому методу" (термин Бейли, принятый М.Л. Гаспаровым) эту теоретическую вероятностную модель (введенную Б.В. Томашевским в 1916г.) статистическое стиховедение сравнивает с данными о реальном распределении вариантов у конкретного поэта в разные периоды его творчества. Удалось также установить основные характеристики определенных эпох и динамику их развития (преобладание в 18-ом в. вариантов с ударным первым сильным слогом и следующим за ним безударным сменяется в пушкинский период преимущественной ударностью второго сильного слога). Андрей Белый выявил формы ямба, которые возможны в теоретической модели и в слабой степени представлены (в пропорции, не соответствующей языковым возможностям) у Пушкина и в традиции, за ним следующей. В частности, на протяжении 19-го в. редкой оставалась форма четырехстопного ямба с пропуском ударений на обоих серединных сильных слогах. Белый в своих стихах сознательно вводит несколько строк подряд, написанных таким вариантом: Проплакавши колоколами, Храм яснится, оцепенев В ночь вырезанными крестами. Несомненно, что с воздействием Андрея Белого было связано распространение этого ритмического приема в русской поэзии Серебряного века, в том числе у Блока, который в том же 1910г.- одновременно с выходом работ Белого на эту тему, которые он все читал, использует этот прежде редкий вариант в начале своего цикла "Ямбы": "Все сущее - увековечить, Несбывшееся - воплотить, Все мертвое - очеловечить". Однако все еще под вопросом, следовали ли Блок и поэты младших поколений (в том числе Гумилев, Пастернак, Цветаева) примеру Белого-поэта или же на них влияли и теоретические рассуждения в "Символизме". Белый в этой последней книге и в последующих стиховедческих работах подчеркивал значение сочетаний ритмических вариантов друг с другом в соседних строках. ............ |