РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. ИММАНУИЛА КАНТА
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ГЕРМАНЦЕВ (ПО ТАЦИТУ)
Курсовая работа студентки
I курса исторического факультета
Долотовой А.Ю.
Научный руководитель:
канд. ист. наук, доцент
Жданович Л.Н.
Калининград 2008
Содержание
Введение
Глава 1. Публий Корнелий Тацит – его личность и деятельность
§1. Личность Публия Корнелия Тацита
§2. Публий Корнелий Тацит как историк и писатель
Глава 2. Материальная культура германцев
§1. Хозяйственная деятельность
§2. Оружие
§3. Поселения и жилища
§4. Одежда
§5. Пища
Заключение
Примечания
Список источников и литературы
Введение
В самом конце I века нашей эры римский историк Публий Корнелий Тацит написал свой знаменитый трактат «О происхождении германцев и местоположении Германии». Интерес римского общества к жизни народов, населявших пограничные с империей земли, в частности к германцам, был связан с постоянными войнами, которые вёл император: в I веке до н. э. римлянам удалось поставить под свою номинальную зависимость германцев, живших к востоку от Рейна (вплоть до Везера), но в результате восстания херусков и других германских племён, уничтоживших три римских легиона в битве в Тевтобургском лесу, границей между римскими владениями и владениями германцев стали Рейн и Дунай. Расширение римских владений до Рейна и Дуная временно остановило дальнейшее распространение германцев на юг и запад. При Домициане в 83 г. н.э. были завоёваны левобережные области Рейна, Декуматские поля.
Однако в V веке н.э. Рим сделался добычей северных варваров, в частности германских племён, он был взят и разграблен ими. Поэтому представляется необходимым особенно подробно обрисовать германскую культуру, как важнейшую составляющую в жизни любого этнического образования. Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную. Материальная культура подразделяется на производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека. В узком смысле материальная культура представляет собой физические объекты, созданные человеком и природные объекты, используемые человеком.
Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.
Понятие духовной же культуры содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.), а также показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).
Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. ............