План
Глава 1. Материальная культура и прикладное искусство кыргызов
Глава 2 Одежда
Глава 3 Пища
Глава 4. Искусство
Глава 5 Обычаи и обряды
Список литературы
Глава 1. Материальная культура и прикладное искусство кыргызов Культура и быт кыргызов в начале XVIII - конце XIX в. На всех сторонах богатой и самобытной культуры киргизского народа, уходящей своим началом в древность, лежал глубоких" отпечаток патриархально-феодальных устоев н кочевого образа жизни. Вместе с тем ее традиционные формы начинают до некоторой степени изменяться под воздействием новых условий развития киргизского общества.
Постепенное нарастание процесса оседания привело к своеобразному сочетанию кочевых и оседлых форм культуры, которое стало особенно сказываться в начале XVIII-в конце XIX в. Это было во многом связано и с объективно прогрессивными последствиями вхождения Киргизии в состав России, усилением экономических и культурных связей киргизов с русским народом, а также с соседними народами Средней Азии и Казахстана. В материальной культуре киргизского народа выделяются Два комплекса, условно именуемые северным и южным. Их возникновение было обусловлено физико-географическими, историческими и хозяйственно-культурными особенностями юга и севера Киргизии. В сложении этих комплексов определенную роль играло общение южных киргизов с узбекским, таджикским, русским, а северных киргизов - с русским, украинским, казахским, татарским и другим населением. Однако, несмотря на эти локальные особенности, материальная культура киргизского народа была единой и носила общие этнические черты. В течение второй половины XVIII - начале XIX в. тип поселения у киргизов постепенно менялся в связи с изменением исторических условий их обитания. До конца XIX в. киргизское население жило по преимуществу большими аилами - общинами, организованными по родовому признаку. Величина аила не была постоянной. В период кочевания на сезонных пастбищах - весенних, летних, осенних - аилы уменьшались, а во время пребывания на зимних стойбищах - увеличивались. По свидетельству русских путешественников, еще в 50-70-х годах XIX в. некоторые аилы-общины насчитывали подчас сотни юрт. Так, по сообщению акад.В. В. Радлова, "... кара-киргизы не живут аулами, а целым родом (племенем) в непрерывном ряде юрт по берегам рек, тянувшемся иногда на 20 и более верст".Г.С. Загряжский также отмечал, что "киргизы стояли всегда большими аулами, кибиток по 200 и более". Это во многом обусловливалось интересами обороны во время нередких междоусобных феодальных столкновений и внешних нападений. Показательно, что после вхождения Киргизии в состав России и прекращения межфеодальных распрей и набегов извне аилы к началу XX в. стали сравнительно небольшими по размерам.
Основным типом жилища у киргизов вплоть до Октябрьской революции была юрта3 - характерное порождение кочевого образа жизни. Восходя к древнетюркским традициям, юрта вобрала в себя лучшее из многовекового опыта народа. Киргизские племена, занимавшиеся кочевым скотоводством в горных условиях, выработали наиболее удобный для этих условий тип переносного жилища, которое легко разбиралось, перевозилось на вьючных животных и снова устанавливалось.
В различных районах Киргизии юрта имела своеобразную форму. ............