Часть полного текста документа:Мать. Негативный аспект архетипа. (Отрывок из книги "Социальная психология личности (теория и практика): Курс лекций". М., 2002.) ...Человеческому рассудку трудно смириться с амбивалентностью явления, рассудку современного европейца - в особенности. И поскольку чудовищным выглядит негативный аспект материнства, фольклор и обыденное сознание отделили его от образа матери - Млекопитательницы, Заступницы, Покровительницы, Утолительницы всех печалей (можно перечислять и все прочие эпитеты Богородицы). Негативный аспект архетипического материнства вызвал к жизни ведьминские образы мачех, свекровей и тещ всех сказок и семейных драм. "Тень Мадонны была перенесена в ад, где сейчас ведет ничтожное существование в качестве чертовой бабушки"[1]. Понятие "черт в юбке" и характеризует все вышеназванные персонажи. Проявления позитивного аспекта архетипа матери настолько воспеты в нашей культуре, что не стоит повторяться, перечисляя их. Поговорим о темной стороне. Помимо матери как плодородного и доброжелательного божества, этот архетип таит в себе, по выражению Юнга, "оргаистическую эмоциональность и стигийские глубины"[2]. Заботливая - убаюкивающая - обволакивающая - удушающая - пожирающая - вот направление неприметного скольжения архетипа от его положительного полюса к отрицательному. "Каждая женщина простирается назад - в свою мать и вперед - в свою дочь...ее жизнь простирается над поколениями, что несет с собой и чувство бессмертия"[3]. Однако чувство это подвергается испытанию, когда однажды ему начинает противоречить "свет мой зеркальце", в котором увядание матери отражается в обратной пропорции к дочернему расцвету. И, если женщина не готова еще отказаться от царского венца молодости в пользу наследницы, негативный аспект матери активируется в ее бессознательном, завладевая всей личностью. Мать, конечно, пробует осознать себя птицей Феникс: пусть я сгораю, но в дочери восстану из пепла... Увы, мачеха-завистница в ней часто берет верх. Тогда мать пытается обмануть время, удерживая дочь в лоне своей заботливости, делая ее беспомощной и инфантильной, как прежде молодящиеся дамы старались подольше своих дочерей-подростков выводить в коротких - детских - платьицах (ведь непростительно молодой женщине иметь взрослую дочь!). Или мать пытается отвести глаза людям, отвлечь на себя внимание мужчин, превращая Золушку в дикую "неблагодарную" замарашку. Мать-колдунья может "пить кровь" дочери, вмешиваясь "материнским советом" в отношения той с молодыми людьми. Причем, обе женщины, находясь в открытой уже конфронтации, как правило, не подозревают в этих бесцеремонных вторжениях злого умысла старшей. "Проблемой, и серьезной, стали для меня отношения с моей мамой, - пишет 17-летняя девушка. - Она постоянно вмешивается в мою личную жизнь, пытаясь оградить от ошибок, которые совершала сама когда-то. Я понимаю, что мама - человек, который не просто может, но и должен советовать мне, опираясь на свой опыт и на свое знание и понимание меня. Но в последнее время эти советы стали принимать форму наставлений по принципу "так и только так!" Весь полуденный мир, ускользающий из ее собственных рук, мать-мачеха ревнует к дочери. И снится одной из таких дочерей, что они с матерью - во дворе на детской площадке. ............ |