Череповецкий государственный университет
Институт Педагогики и Психологии
Курсовая работа по педагогике
Тема: «Место и роль народных игр в социализации детей»
Выполнил: Студентка ЗДШ – 21
Извозникова Татьяна Викторовна
Проверил: Шилова О.М.
г. Череповец, 2011 г.
Содержание
Введение
1. Народные игры и игрушки в истории педагогики
1.1 История возникновения народных игр и игрушек
1.2 Народные игры и игрушки в современной системе образования
2. Народные игры и игрушки как средство социализации детей
2.1 Понятие социализации детей
2.2 Народные игры как средство социализации детей
3. Народные игрушки как средство социализации детей
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Ребёнок может активно познавать окружающий его мир и приобщаться к действительности через деятельность. Ведущая деятельность детей – игра. Она формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, является спутником детства. Игра помогает детям освоить опыт человеческой деятельности. А игрушка сопровождает ребёнка с первых дней его жизни и занимает в его мире особое место. Именно через игрушку ребёнок познаёт окружающий мир, всё его разнообразие. Кроме этого, игрушка является отражением социального развития общества, эпохи.
Проблема игры и игрушки привлекала внимание многих исследователей. Рассмотрим работы некоторых из них.
Н.К.Крупская в своих сочинениях писала, что у каждого ребёнка есть потребность в игре, которую можно объяснить его стремлением знакомиться с окружающим. Она отмечала: «Малыши подражают взрослым в своих играх. А самостоятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое» (10, с.398).
Д.Б.Эльконин изучал значение игры для ребёнка. В своей книге «Психология игры» он ссылается на исследования А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, П.Я.Гальперина, которые, по его мнению, внесли новое в психологию детской игры: «Игра в дошкольном возрасте особенно сенситивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений, и установление, что основным содержанием игры является человек – его деятельность и отношения взрослых друг к другу, и в силу этого игра есть форма ориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности» (19, с.10).
Е.А.Флерина была не только педагогом, чувствующим психологию ребёнка, но и очень талантливым художником. Она внесла значительный вклад в педагогику, написав ряд статей, посвящённых игре и игрушке, которые сыграли немалую роль в создании теории и методики игры. В понимании Флериной игра – творческая деятельность, которая необходима для всестороннего развития детей. В ней ребёнок реализует свои мысли чувства.
Одной из последних работ Е.А.Флериной является доклад на Всероссийском совещании «Педагогика народной игрушки» (1943г.), где автор рассматривает историю народной игрушки, её педагогические и художественные достоинства. Флерина считает, что «…народ в игрушке даёт ребёнку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребёнку, учит видеть и понимать окружающую жизнь» (18, с.89).
А.П.Усова в книге «Русское народное творчество детскому саду» раскрывает вопрос о важности детских народных игр и игрушек для воспитания и развития детей. ............